Что такое суверенитет рся

Что такое суверенитет рся

19 лет суверенитета

Республика Саха (Якутия) отказалась от государственного суверенитета

17 июня депутаты Государственного Собрания Республики Саха (Якутия) изменили конституцию республики. Из текста основного закона убраны положения о суверенитете и гражданстве Якутии. Решение было принято по требованию Конституционного суда России. Таким образом закончилась 19-летняя история существования независимого якутского государства.

Сколько могли – столько взяли

Закон 1991 года «О государственном статусе Якутской-Саха Советской Социалистической Республики» определил право на гражданство республики, на создание собственной правовой системы, на собственное определение отношений республики с Россией, СССР и иностранными государствами. По закону республика могла самостоятельно выбирать общественный и государственный строй и государственный язык, а вмешиваться во внутренние дела республики стало невозможным без соглашения с Верховным Советом Якутии.

4 апреля 1992 года Якутия приняла собственную конституцию, определяющую республику «суверенным, демократическим и правовым государством, основанным на праве народа на самоопределение». В соответствии с конституцией президент республики имел право на формирование собственной армии, государство самостоятельно распоряжалось недрами и ресурсами, расположенными на его территории, а часть территории республики была закрыта для въезда жителей Российской Федерации.

Этот период, без преувеличений, можно назвать расцветом якутской государственности.

Через месяц после принятия конституции Верховный совет Якутии установил особый режим въезда, регистрации и пребывания в 11 (из 34) районах республики. Для въезда в район с особым режимом граждане, не являющиеся жителями республики, должны были иметь на руках пропуск, выданный на основании приглашения жителя Якутии или предприятия, зарегистрированного на территории закрытых районов.

Общая площадь районов с ограниченным для посторонних въездом составила, по данным журналиста Антона Кротова, 1,33 миллиона квадратных километров. Закрытыми оказались все северные и юго-восточные регионы Якутии. Нарушение визового режима грозило штрафом в размере 15 минимальных размеров оплаты труда и депортацией.

По данным Кротова, приведенным в книге «Автостопом по России», в 1993 году республиканский Конституционный суд объявил, что введение визового режима для граждан России является не ограничением права на свободу передвижения, закрепленного в Конституции Российской федерации, а механизмом реализации этого права.

——————————————————————
Безвизовый режим
Граждане Китая могут посещать Якутию без визы благодаря подписанному 2 декабря 2008 года соглашению между Федеральным агентством по туризму России и Министерством по делам предпринимательства, развития туризма и занятости Республики Саха (Якутия)

——————————————————————

«Коммерсант» писал тогда, что не менее половины статей местной конституции не соответствуют основному закону Российской Федерации.

При этом основной претензией федеральной власти к республике, как сообщала газета «Ведомости», считалось право собственности Якутии на природные недра. «Ведомости» писали, что благодаря этому пункту республиканской конституции алмазодобывающая компания «АЛРОСА» ежегодно выплачивала правительству Якутии рентные платежи за использование месторождений алмазов.

Якутск подчинился требованиям центра, в начале 2001 года Михаил Николаев попросил депутатов рассмотреть более 80 статей республиканской конституции, не соответствующих Конституции России. Предполагалось, что поразить себя и свое государство в правах Николаев согласился в обмен на разрешение федерального центра выдвинуться на третий срок на приближающихся выборах главы Якутии.

Однако депутаты согласились рассмотреть только 29 статей. Заместитель начальника главного правового управления президента Якутии Светлана Охлопкова заявила тогда «Коммерсанту», что игнорирование Николаева парламентом обусловлено «желанием некоторых депутатов, имеющих президентские амбиции, дестабилизировать ситуацию в республике».

3 мая 2001 года Верховный суд Якутии с четвертой попытки удовлетворил заявление республиканской прокуратуры, признав не соответствующими федеральному законодательству 67 статей конституции республики. Однако местные депутаты согласились убрать только положение о праве президента Якутии на формирование собственных вооруженных сил страны.

—————————————————
Якуты! За вами будущее!
В разгар избирательной кампании президента Якутии в ноябре 2001 года прокуратура республики возбудила уголовное дело о распространении предвыборных листовок от имени кандидата в президенты Василия Колмогорова. Полный текст листовки публиковала газета «Газета»:

В 2001 году Михаила Николаева несколько раз пытались снять с выборов президента, после чего он отказался участвовать в выборной гонке самостоятельно.

Статус социального государства

13 января 2002 года президентом Якутии был избран бывший глава «АЛРОСА» Вячеслав Штыров. Штыров считался в республике ставленником Москвы. Однако 22 июля 2004 году он обратился к президенту, премьеру и председателям обеих палат парламента России с заявлением, в котором критиковались очередные распределения полномочий между Якутией и Россией – федеральный центр перенаправлял финансовые потоки внутри государства, отдав федеральному бюджету большую часть налоговых поступлений регионов, и взвалив на региональные бюджеты дополнительные обязательства по социальным выплатам населению.

Вместе со Штыровым под письмом к руководителям России подписались главы пяти регионов: Бурятии, Хабаровского края, Сахалинской и Магаданской областей и Корякского автономного округа и уполномоченные лица от глав Камчатской, Читинской и Амурской областей и Еврейской автономной области. В заявлении говорилось, что поправки к федеральному законодательству «отменяют заявленный в Конституции статус социального государства».

Общее сокращение доходной части подписавших под обращением субъектов Федерации должно было превысить 4 миллиарда рублей. Расходная часть региональных бюджетов увеличивалась на 19 миллиардов рублей. Однако письмо Москвой было проигнорировано.

Вскоре после подписания Штыровым обращения к Москве ряд федеральных СМИ начал обвинять президента Якутии в национализме, коррупции и нелояльности. Мелкие конфликты Якутска с Российской Федерацией продолжались несколько лет. Все это время из конституции Якутии предлагали исключить статьи о суверенитете. К 2009 году к конституции Якутии было принято более 50 поправок.

Последний бой республика дала 18 февраля 2009 года, когда депутаты Госсобрания вновь отказались исключать положение «О суверенитете республики» из основного закона, так как это положение было признано не противоречащим российской Конституции и не ограничивающим федеральный суверенитет.

8 июня 2009 года точку в деле о независимой Якутии поставил Конституционный суд России. Суд призвал республики Татарстан, Башкортостан, Тыву и Саха (Якутию) в кратчайшие сроки изъять из своих конституций положение о суверенитете. Через неделю, 17 июня Госсобрание республики согласилось пойти на этот шаг.

Источник

Что такое суверенитет рся

РЕСПУБЛИКА САХА (ЯКУТИЯ)

Верховный Совет Якутской Автономной Советской Социалистической Республики,

от 27 сентября 1990 года N 226-ХII

О государственном суверенитете Якутской-Саха Советской
Социалистической Республики

Введена в действие Постановлением
Верховного Совета ЯАССР
от 27.09.1990 N 227-XII

Верховный Совет Якутской Автономной Советской Социалистической Республики,

— ОТМЕЧАЯ, что статус автономной республики ограничивает ее суверенные права, не соответствует основополагающим принципам правового государства, стал тормозом социально-экономического развития республики,

— СЧИТАЯ республику равноправным субъектом РСФСР и Союза ССР,

— СОЗНАВАЯ историческую ответственность за судьбу всего многонационального народа республики,

— УВАЖАЯ суверенные права всех народов РСФСР и СССР,

— ВЫСТУПАЯ за обновление Российской Советской Федеративной Социалистической Республики и Союза Советских Социалистических Республик,

— ДЕЙСТВУЯ в соответствии с принципами Всеобщей Декларации прав человека и общепризнанными международными правовыми актами,

— ВЫРАЖАЯ интересы и волю всех народов республики к самоопределению, социально-экономическому прогрессу, культурному возрождению, повышению уровня жизни,

ПРОВОЗГЛАШАЕТ государственный суверенитет Якутии и преобразует ее в Якутскую-Саха Советскую Социалистическую Республику.

Якутская-Саха Советская Социалистическая Реслублика есть суверенное социалистическое государство в составе обновленной РСФСР, образованное ходом исторического развития народов, проживающих на ее территории в экстремальных климатических условиях Крайнего Севера, и действующее в соответствии с принципом самоопределения на основе свободного волеизъявления ее граждан.

Якутская-Саха ССР заключает с другими равноправными субъектами Федеративный договор и вместе с другими республиками участвует в Союзном договоре.

Якутская-Саха ССР обладает всей полнотой государственной власти на своей территории, за исключением тех полномочий, которые ею добровольно, на основе договора, передаются в ведение РСФСР и Союза ССР и осуществляются с ее участием.

Конституция Якутской-Саха ССР уважает Конституцию РСФСР, Конституцию Союза ССР и обладает правом верховенства на территории республики.

Разделение законодательной, исполнительной и судебной власти на уровне Верховного Совета Якутской-Саха ССР является:

конституционным принципом государственной деятельности республики.

Законы РСФСР и Союза ССР, принятые в соответствии с полномочиями, добровольно переданными в их ведение, имеют высшую юридическую силу на территории Якутской-Саха ССР.

Действие актов РСФСР и. Союза ССР, вступающих в противоречие с суверенными правами народа республики, приостанавливается Верховным Советом республики. Разногласия между Якутской-Саха ССР, РСФСР и Союзом ССР в этих случаях разрешаются в порядке, устанавливаемом Федеративным и Союзным договорами.

Якутская-Саха ССР имеет свое гражданство и охраняет честь, достоинство, здоровье, законные интересы своих граждан на территории республики и за ее пределами. Всем гражданам и лицам без гражданства, проживающим? на территории республики, гарантируются равные права» и свободы, предусмотренные Всеобщей Декларацией прав человека, конституциями РСФСР, СССР и Якутской-Саха ССР.

Якутская-Саха ССР самостоятельно решает вопросы в области законодательства об использовании языков, о развитии культуры и образования. Якутский и русский языки на территории республики являются государственными языками.

Якутская-Саха ССР обеспечивает малочисленным народам Севера Якутии сохранение их исконной среды обитания, самоуправление, политическое и правовое равенство путем формирования национально-территориальных образований, создает им условия для национального, экономического, культурного и языкового возрождения. Признает языки малочисленных народов Севера официальными в местах их проживания.

Основу экономической системы Якутской-Саха ССР составляют многообразные формы собственности, включая частную и интеллектуальную собственность.

Земля, ее недра, воды, леса, растительный и животный мир, другие природные ресурсы, воздушное пространство и континентальный шельф на территории республики являются ее исключительной собственностью.

Собственность на средства производства и результаты труда определяются и регулируются на основе Федеративного и Союзного договоров и законодательства Якутской-Саха ССР. Все предприятия, организации и учреждения, расположенные на территории республики, за исключением оговариваемых в договорах с РСФСР и Союзом ССР, находятся в ведении Якутской-Саха ССР.

Предприятия, расположенные на территории Якутской-Саха ССР, вносят плату за природные и трудовые ресурсы, производят валютные отчисления, уплачивают налоги в бюджет.

Территория Якутской-Саха ССР неделима, она не может быть изменена и использована без согласия Верховного Совета республики.

Местные Советы на своих территориях, являясь органами государственной власти, правомочны решать вопросы, отнесенные к их компетенции, участвуют в обсуждении проблем республиканского, федеративного и общесоюзного значения.

Якутская-Саха ССР вступает в непосредственные экономические и иные отношения с другими субъектами Федерации, самостоятельно устанавливает прямые экономические и культурные связи с зарубежными государствами. Формирует собственный валютный фонд, размеры которого оговариваются договорами с РСФСР и СССР.

Внешнеэкономическая деятельность всех предприятий и организаций, находящихся на территории республики, основанная на использовании ее собственности и природных богатств, регулируется независимо от их подчиненности законами Якутской-Саха ССР.

Якутская-Саха ССР самостоятельно устанавливает порядок организации охраны природы и рационального использования природных ресурсов на своей территории, участвует в реализации государственных экологических программ РСФСР и Союза ССР.

Якутская-Саха ССР имеет право на самоопределение своего национально-государственного устройства на основе волеизъявления граждан Якутии, сама решает вопросы своего административно-территориального деления.

Якутская-Саха ССР выступает за обновление и постоянное совершенствование советской федерации как союза суверенных социалистических государств. Законное стремление граждан Якутии к ее политической и экономической самостоятельности в качестве суверенного государства никем не должно быть использовано в целях разжигания межнациональной розни, неприязни и конфликтов, а использовано исключительно в целях. гармонизации отношений между народами и осуществления их равноправия на основе интернационализма и дружбы народов.

Якутская-Саха ССР гарантирует всем гражданам, политическим партиям, общественным организациям, массовым движениям и религиозным организациям, действующим в рамках Конституции Якутской-Саха ССР, равные правовые возможности участвовать в управлении государственными и общественными делами.

Настоящая Декларация является основой для разработки новой Конституции Якутской-Саха ССР, заключения договора с РСФСР, участия в заключении Союзного договора, совершенствования республиканского законодательства.

Принята второй сессией Верховного Совета Якутской Автономной Советской Социалистической Республики двенадцатого созыва.

Источник

30 лет назад в Якутии провозгласили курс на суверенитет

RIAN 422818.HR pic905 895x505 73115

Борис Ельцин на встрече с оленеводами во время официального визита в Якутскую АССР, декабрь 1990 года

Борис Бабанов/РИА «Новости»

6 августа 1990 года председатель Верховного Совета РСФСР Борис Ельцин в ходе своего выступления в Казани произнес легендарную фразу: «Берите столько суверенитета, сколько сможете проглотить». Автономные республики расценили его слова как руководство к действию. 30 августа Декларацию о государственном суверенитете Татарской АССР принял ее Верховный Совет. 27 сентября примеру татар последовали якуты. На второй сессии Верховного Совета Якутской АССР депутаты одобрили Декларацию о государственном суверенитете Якутской-Саха Советской Социалистической Республики. Якутия преобразовывалась из автономии в Якутскую ССР в составе РСФСР.

В августе – октябре 1990-го автономные республики выпускали подобные документы одна за одной. Завершила «парад суверенитетов» в РСФСР 25 октября Горно-Алтайская автономная область. При этом в большинстве случаев вопрос о полной государственной независимости и выходе из СССР не ставился.

Позднее обновленный федеративный договор не подписали только Татарстан и Чечено-Ингушетия.

С самого начала власти в республиках изрядно удивили центр демонстративной самостоятельностью. Одни, в том числе Якутия, объявили добываемые ресурсы собственностью народов, проживающих на своей территории. Другие без согласования с Москвой подписывали международные договоры и создавали собственные силы безопасности. Третьи приняли законы, позволяющие вводить на своей территории режим ЧП. Ингушетия легализовала многоженство, Якутия ввела английский язык в качестве официального.

«Сепаратистские настроения усилились во многих регионах России, — указывается в книге Владимира Шапалова «Этнополитика». – В стране возникли реальные угрозы шовинизма, межэтнических конфликтов, политического национализма. На межнациональные отношения серьезное негативное воздействие оказывали также безработица, особенно в районах, располагающих избыточными трудовыми ресурсами, наличие территориальных споров, проявление этнократических устремлений».

Энергичные действия руководства автономий дали основания оппонентам Ельцина обвинить его в попытке развалить РСФСР. Но, как замечает доктор исторических наук, заместитель директора Фонда Ельцина Евгений Волк, и власти республик, и противники первого президента России проигнорировали вторую часть ельцинской цитаты: «Но вы находитесь в центре России — и об этом нужно подумать».

«Почему же руководитель самой крупной республики в составе СССР призвал автономии к большей суверенизации? Думается, что Ельцин уже тогда понимал, что подлинной федерации не может быть без широких прав субъектов, ее составляющих. Иначе федеративное устройство будет пустой фразой, прикрывающей жесткую централизацию и диктат союзного руководства, как это было в Советском Союзе. Но были и другие причины, чрезвычайно важные в тактическом и даже стратегическом отношении», — полагает он.

По словам Волка, чтобы свести роль Ельцина к минимуму, руководство СССР планировало развалить единую систему государственной власти в РСФСР и делегировать все полномочия союзному центру. К тому же по закону «О разграничении полномочий между СССР и субъектами федерации» от 26 апреля 1990 года 16 автономий становились независимыми от РСФСР.

«Только представьте себе: в рамках «обновленного» Советского Союза Российская Федерация имела бы такой же статус и права, как, например, Татария, Башкирия, Якутия, Калмыкия, Мордовия и еще 11 автономий, а сама Россия утратила бы огромную часть своей территории и экономики. Естественно, что о едином российском государстве в этих условиях не могло быть и речи — оно просто перестало бы существовать. Вот именно поэтому Ельцин и предложил автономиям компромисс — берите суверенитета, сколько считаете возможным, но оставайтесь в составе Российской Федерации», — резюмирует Волк.

Следующие шаги были предприняты властями Якутии в 1991 году. Закон «О государственном статусе ЯССР» определил право на гражданство республики, на создание собственной правовой системы, на собственное определение отношений республики с Россией, СССР и иностранными государствами. По новому закону республика могла самостоятельно выбирать общественный и государственный строй и государственный язык, а вмешиваться во внутренние дела республики стало невозможно без согласования с Верховным Советом Якутии.

При этом часть полномочий создаваемых государственных органов республика согласилась передать РСФСР и СССР.

Эти полномочия должны были определяться при заключении федеративного и союзного договоров. В октябре того же 1991-го был учрежден пост президента республики. На состоявшихся выборах победил председатель Верховного Совета ЯССР Михаил Николаев, набравший 76,7%. Тогда же Якутская — Саха ССР была переименована в Республику Саха (Якутия).

После распада СССР преобразования в «алмазном крае» продолжились. 4 апреля 1992 года Якутия приняла собственную конституцию, определяющую республику «суверенным, демократическим и правовым государством, основанным на праве народа на самоопределение». В соответствии с конституцией президент республики имел право на формирование собственной армии, государство самостоятельно распоряжалось недрами и ресурсами, расположенными на его территории, а часть территории республики была закрыта для въезда жителей Российской Федерации.

Сегодня в Якутии считают, что укрепление государственности позволило республике «сохранить самоидентичность и в то же время иметь конкурентный доступ ко всем сферам социально-экономической, общественно-политической и культурной жизни страны».

«Принятие Декларации о государственном суверенитете послужило отправной точкой роста и позитивных преобразований в экономике и промышленности, социальной сфере, науке и культуре, открыло новые возможности для всестороннего развития нашей республики и ее жителей в составе Российской Федерации, — считает мэр Якутска Сардана Авксентьева. — И сегодня Республика Саха по праву входит в число регионов-лидеров на Дальнем Востоке и в России по большинству социально-экономических показателей. Фундамент нынешних успехов был заложен в начале 1990-х годов».

Через месяц после принятия конституции Верховный Совет Якутии установил особый режим въезда, регистрации и пребывания в 11 из 34 районах республики. Для въезда в район с особым режимом граждане, не являющиеся жителями республики, должны были иметь на руках пропуск, выданный на основании приглашения жителя Якутии или предприятия, зарегистрированного на территории закрытых районов. Нарушение визового режима грозило штрафом в размере 15 минимальных размеров оплаты труда и депортацией.

На ситуацию с существованием «государств в государстве» Москва обратила внимание после ухода Ельцина с должности президента.

В течение нескольких лет между Москвой и Якутском продолжались мелкие конфликты: федеральный центр настойчиво требовал от республики исключить из конституции статьи о суверенитете. 8 июня 2009 года Конституционный суд России призвал Якутию, а также Татарстан, Башкирию и Тыву убрать из своих конституций соответствующее положение. Уже 17 июня Госсобрание Якутии согласилось выполнить это условие.

Источник

День Государственности Республики Саха (Якутия)

3479Герб Республики Саха (Якутия)

27 сентября крупнейший субъект Российской Федерации и самый крупный административно-территориальный субъект в мире – Республика Саха (Якутия) (якут. Саха Өрөспүүбүлүкэтэ, Саха Сирэ) отмечает День государственности.

Впервые вопрос о становлении государственности Якутии через определение статуса в составе России был поднят в начале 1920-х годов. В тот исторический период идея предоставления Якутии статуса автономной республики в составе РСФСР была поддержана Советской властью и лично В.И. Лениным. В результате, в апреле 1922 года вышло в свет соответствующее Постановление ВЦИК, и Якутия приобрела статус автономной ССР в составе РСФСР.

Важным этапом становления государственности данного региона России стало провозглашение Декларации о государственном суверенитете, Конституции Республики Якутии, учреждение поста Президента Республики и переименование региона в Республику Саха (Якутия).

Провозглашение Декларации о государственном суверенитете республики произошло 27 сентября 1990 года. С этого момента 27 сентября считается Днём государственности Республики Саха (Якутия).

Эти преобразования были естественными объективными реалиями времени. Установление Республикой Саха (Якутия) новых принципов государственности и построения федеративных отношений внутри РСФСР, а в дальнейшем и Российской Федерации стало одним из первых примеров подобного рода.

В октябре и декабре 1992 года были одобрены проекты государственных символов Республики: флаг и герб. Оба государственных символа составлены с учётом исторических и культурных традиций народа Республики Саха. Это касается и цветовой гаммы, и традиционных символов (орнаменты, символическое изображение всадника с наскального рисунка, солнечный диск). Имеет Республика и свой гимн. Главным законом субъекта является Конституция, принятая в 1992 году.

Ежегодно в течение нескольких дней в конце сентября по всему региону проводятся праздничные мероприятия, приуроченные ко Дню государственности. Они проходят в школах, средних и высших учебных заведениях в форме уроков гражданственности, тематических классных часов, семинаров. К участию и проведению праздничных мероприятий привлекаются учреждения культуры и искусства, политические и общественные деятели и организации. В городах и сёлах проводятся выставки, молодёжные слёты, флеш-мобы, научно-практические конференции и другие мероприятия.

Нередко во время праздничных концертов проходит вручение республиканских наград, правом учреждения и награждения которыми обладает этот субъект РФ. К таким наградам относятся орден «Полярная звезда», а также звание «Почётный гражданин Республики Саха (Якутия)». Эти награды вручаются за государственные, политические, экономические заслуги, а также за заслуги в области культуры и благотворительности.

Обязательным при проведении Дня государственности становится возложение цветов и венков к памятникам государственным деятелям Республики Саха (Якутия), а также основоположникам государственности Республики: В.В. Никифорову, М.К. Аммосову, П.А. Ойунскому и др. Как правило, завершается празднование Дня государственности торжественным заседанием Государственного Собрания и Правительства Республики Саха (Якутия).

Другие праздники в разделе «Праздники России» 1

Источник

Мир познаний
Добавить комментарий

Adblock
detector