Что такое суверенитет страны

Суверенитет

sovereignty

Суверенитет — это верховенство и независимость государственной власти внутри страны и независимость в международных отношениях. Суверенитет не есть сама власть, это — важнейший политический и юридический принцип и качество государственной власти, обеспечивающее полновластие народа и свободу нации в выборе своего политического, экономического и социального пути развития, а также территориальное верховенство государства и его независимость в сношениях с другими государствами.

Верховенство государственной власти подразумевает:

Независимость государственной власти означает независимость от какой-либо другой власти в формировании и осуществлении как внутренней, так и внешней политики государства, самостоятельность и свободу государства в установлении и развитии на равноправной основе отношений с другими суверенными государствами и межгосударственными объединениями.

Суверенитет государства включает политические, экономические и правовые аспекты.

Суверенитет является исходной точкой построения всей международно-правовой системы, объективной реальностью современных международных отношений, в которых суверенные государства играют определяющую роль в мировой политике.

Большинство, если не все институты и принципы международного права прямо или косвенно базируются на идее суверенитета государств. Сама система Организации Объединенных Наций (ООН) основана, хотя и не непосредственно на принципе суверенитета, но на его непременном следствии – принципе суверенного равенства государств-членов, закрепленном в п. 1 ст. 2 Устава ООН. Верховенство государства на своей территории, полнота внутренней юрисдикции, иммунитет от юрисдикции других государств, свобода от внешнего вмешательства, а также правовое равенство с другими суверенными государствами является следствием их суверенного статуса.

Становление и развитие концепции государственного суверенитета

Под разными наименованиями концепция суверенитета как фундаментальный принцип национального и международного политического порядка существовала с ранней античности, а точнее со времен Аристотеля.

Тем не менее, концепция суверенитета в ее современном понимании начинает формироваться с XVII века. Учитывая теократические основы политической власти в средневековой Европе, ранним христианским сообществам не было необходимости в суверенитете на своей территории. Однако постепенно политическая власть эмансипировалась от религиозной, а развитие принципа суверенного равенства закладывало основы установления светской территориальной государственности.

Обычно считается, что современная концепция суверенитета восходит к ее официальному освящению Вестфальским договором 1648 г. (см. Вестфальский мир). Именно тогда были официально утверждены принцип территориального разграничения государственной власти и принцип невмешательства. Вестфальский суверенитет можно рассматривать как новацию в двух отношениях: светская власть над определенной территорией признавалась верховной и независимой от религиозной; в сферу суверенной юрисдикции больше не допускалось внешнее вмешательство, ни религиозное, ни светское.

Первые стройные концепции государственного суверенитета обычно связывают с именем такого мыслителя как Жан Боден (1530–1596) и его главной работой «Шесть книг о государстве», опубликованной в 1576 году. Представление Ж. Бодена о суверенитете отличается от средневековой концепции, прежде всего, тем, что оно отделяет суверенитет от личности суверена; суверенитет стал реальной функцией, которую можно присвоить любому человеку или учреждению. Во-вторых, суверенная власть Ж. Бодена по определению не может быть предметом каких-либо правил или ограничений; суверенитет составляет абсолютную и постоянную власть. Наконец, суверен является источником закона и не подчиняется своим собственным законам, хотя, в своей деятельности связан законами Бога и природы.

Томас Гоббс (1588-1679), освободив учение о государстве и суверенитете от религиозного содержания, отстаивал теорию их договорного происхождения. Он модифицировал концепцию Ж. Бодена, доведя трактовку абсолютного суверенитета до апогея. Т. Гоббс рассматривает суверенитет как высшую и абсолютную власть, которой подчинены все другие, но которая сама не подлежит никакому контролю. Установленная волей граждан, она не может быть уничтожена по их произволу. Актом договора они связали себя обязанностью подчинения, от которой не могут отступиться. При этом суверен, будучи сам подданным Бога, должен соблюдать естественные законы и обеспечивать безопасность народа.

Джон Локк (1632–1704) впервые отдает приоритет закону, которому должны подчиняться все, включая монарха. Он утверждает, что «выше всех стоит закон, из подчинения которому никто, даже монарх не может быть изъят, а верховная власть принадлежит большинству, то есть народу». Согласно Д. Локку, крайне важно установить строгие ограничения власти суверена и обеспечить разделение властей, а также конституционный контроль над ними.

Согласно учению Жан-Жака Руссо (1712–1778), общественный договор дает государству неограниченную власть над всеми его членами, участниками соглашения. Эта власть, направляемая общей волей, и есть единый, неделимый и неотчуждаемый суверенитет народа. По мнению Ж. Руссо, государство может располагать внутренним суверенитетом, не обладая внешним, так как внутри страны суверенитет зависит только от односторонней воли государства и поэтому абсолютен, а вовне он является результатом межгосударственного общения и, следовательно, всегда относителен и ограничен.

В XIX веке основной акцент в дебатах переносится с внутреннего суверенитета на внешний, касающийся независимости суверенных государств за пределами их национальных границ и равенства прав во взаимоотношениях. Вскоре внешний и внутренний суверенитет стали рассматриваться как две стороны одной медали. Для того чтобы государственная власть оставались верховной внутри страны, она должны быть независимой извне.

Конфликты между суверенными государствами вызывали необходимость разработки международно-правовых норм, регулирующих их взаимоотношения. В отсутствие глобальной верховной власти государства могли нести ответственность друг перед другом только в соответствии с свободно подтвержденными взаимными обязательствами. И единственный способ обеспечить соблюдение этих обязательств — это установить международно-правовые гарантии взаимного уважения суверенитета и невмешательства во внутренние дела государств.

Начиная с XIX века и, в частности, с Венского конгресса (1814–1815) международное право признается в качестве права, обеспечивающего международное сосуществование суверенных государств; оно охватывает все области, относящиеся к организации внешнего суверенитета, от урегулирования границ до разрешения споров между государствами. Оно также защищает внутренний суверенитет, запрещая вмешательство в дела других суверенных государств и гарантируя иммунитет от органов власти других государств. Необходимость в таком законе сосуществования дало толчок к проведения кодификацию международного права во второй половине XIX века и созданию первых международных организаций, посредством которых государства могли организовывать свои отношения более эффективно, чем на двусторонней основе.

Виды суверенитета

Теории и практике известны три разновидности понятий суверенитета: государственный, народный и национальный. Несмотря на тесную связь между ними, эти понятия имеют различные значения.

Государственный суверенитет — исторически первая «разновидность» суверенитета, возникшая благодаря сочинениям Ж. Бодена, Т. Гоббса и другим в связи с усилением монархической власти в ряде европейских государств в XV–XVI вв. Государственный суверенитет рассматривался ими как высшая, абсолютная, постоянная и свободная от законов власть над гражданами в политическом сообществе.

Народный суверенитет как понятие появился в Новое время (в трудах Д. Локка, Ж. Руссо и др.) в результате возникших противоречий между гражданским обществом и абсолютной властью государства. Народный суверенитет определяется как полновластие народа, т.е. обладание народом социально-экономическими и политическими средствами для реального участия в управлении делами общества и государства.

Понятие «национальный суверенитет» в собственном смысле возникло в XX веке, в эпоху национально-освободительных движений, деколонизации и образования новых независимых государств. Национальный суверенитет заключается в праве нации на политическое, экономическое и культурное самоопределение для сохранения своей самобытности, образа жизни, языка, культуры, а также для обеспечения своего свободного развития.

Народный и национальный суверенитет лежит в основе государственного суверенитета, поскольку именно государственный суверенитет выражает и гарантирует как волю народа в целом, так и каждой нации и народности в отдельности.

Политический и юридический суверенитет

Государственный суверенитет представляет собой комплексное политико-правовое явление, в котором политическая и правовая сторона находятся в неразрывной связи.

Политический (фактический) суверенитет означает реальную возможность господствующей в определенном государстве политической силы самостоятельно выражать как в правовых, так и внеправовых формах свою волю и реализовывать ее без внешних ограничений.

Источником политического суверенитета необходимо признать волевой акт, послуживший причиной установления политической власти и образования государства на данной территории.

Носителем политического суверенитета выступает относительно обособленная часть народа, объединенная экономическими, идеологическими, религиозными, национальными и другими факторами, преследующая общие цели и задачи, при этом, ввиду господствующего положения, имеющая возможность участвовать в осуществлении верховной власти в обществе.

Юридический (правовой) суверенитет — это внешнее формальное закрепление верховенства, независимости и самостоятельности государства, выраженное в системе государственных органов власти и системе законодательства.

Источниками юридического суверенитета являются юридические документы, в которых провозглашается и обосновывается суверенитет данного государства: конституция, декларация независимости, акты государств о признании суверенитета со стороны другого государства и т. п.

Носителем юридического суверенитета является вся система органов государственной власти государства, между которыми разделена компетенция. Именно данные органы осуществляют власть, издают властные распоряжения в виде нормативных актов, а также представляют государство в международных отношениях.

Политический и юридический суверенитет являются двумя сторонами единого явления суверенитета. Эти стороны возможно рассматривать отдельно, однако именно их соединение характеризует качественное содержание суверенитета.

Внутренний и внешний суверенитет

Суверенитет, в его современном понимании, обладает двумя различными измерениями – внутренним и внешним.

Внутренний суверенитет означает, что государство способно контролировать все формы внутренней жизни страны, распоряжаться своей территорией и ресурсами, а также принимать общеобязательные на всей территории страны законы и обеспечивать их исполнение.

Внешний суверенитет означает, что государство способно самостоятельно осуществлять свою внешнюю политику, по своей воле устанавливать или разрывать дипломатические отношения с другими государствами, вступать в международные организации и выходить из них, заключать международные договоры, решать вопросы войны и мира и осуществлять защиту своей территории.

Несмотря на то, что внутренний и внешний суверенитет – это лишь проявление одного и того же принципа государственного суверенитета – его атрибуты, различие между ними имеет важное значение на практике.

Прежде всего суверенитет в обоих случаях осуществляют разные институты: исполнительная власть выступает в качестве суверена во внешних делах, в то время как во внутренних делах суверенитет, как правило, воплощается законодательной властью.

Во-вторых, их функции различаются: в то время как внутренний суверенитет относится ко всем политическим и правовым вопросам, внешний суверенитет обычно касается только вопросов взаимоотношения или сотрудничества между суверенными субъектами.

Наконец, внешний суверенитет нельзя рассматривать в терминах верховенства, полновластия, исключительности, поскольку суверен может сосуществовать только наравне с другими суверенами. Внешний суверенитет выражает равноправие и независимость государств на международной арене.

Абсолютный и ограниченный суверенитет

Основатель теории суверенитета – Ж. Боден указывал, что «суверенитет есть абсолютная и постоянная власть государства». Таким образом утверждается, что государственный суверенитет един, неделим и безусловен.

В настоящее время все чаще высказываются мнения об ограниченности государственного суверенитета. Многие авторы предрекают «закат» государственного суверенитета, вынужденного «делиться» своими полномочиями с международными структурами, неправительственными организациями, бизнес-сообществом и т.п. Утверждается, что любой международный договор в той или иной степени ограничивает суверенитет участвующих в нем государств.

Признавая в некоторой степени правоту сторонников ограниченного суверенитета все же следует не согласиться с ними.

Суверенитет является непременным и имманентным свойством любого государства. Та или иная политическая организация общества не будет являться государством, если не обладает суверенитетом. То есть, суверенитет либо есть, либо его нет. Если его качества претерпели коренные изменения, то это уже не суверенитет.

Предположение того, что государственный суверенитет является ограниченным, ставит неразрешимые вопросы. Например, непонятно до какой степени суверенитет должен быть ограничен, чтобы перестать быть таковым? Для того, чтобы ответить на данный вопрос, суверенитет нужно разделить на составляющие элементы, обозначить предел его ограничения. Однако этого сделать невозможно. Суверенитет – это не структурное образование, это абстрактное целостное качество государства, которое не поддается дроблению.

Заключая международные соглашения, государство не ограничивает свой суверенитет или свободу, а наоборот, реализует их поскольку действует в собственных интересах. Государство может в любой момент отказаться от данных обязательств, несмотря на то, что взаимозависимость государств в современном мире делает подобную линию поведения практически невозможной.

Суверенитет и международное право

Суверенитет и международное право — исторически взаимосвязанные категории. Международное право обусловлено существованием суверенитета государств и вместе с тем служит гарантом его обеспечения.

Международно-правовые источники суверенитета

Среди источников международного права, закрепляющих принцип внутреннего и внешнего суверенитета как таковой, следует упомянуть общие принципы права и международное обычное право. Более того, в международном правопорядке принцип суверенитета является одним из его основополагающих принципов, нормой ius cogens. Однако в самом международном праве отсутствует формально-юридическое закрепление понятия государственного суверенитета.

В конвенционном международном праве можно найти многочисленные варианты принципов «связанных» с суверенитетом, но не его самого. В частности, это п. 1 ст. 2 Устава ООН о принципе суверенного равенства, а также Декларация о дружественных отношениях 1970 г., раскрывающая содержание принципов международного права, вытекающих из принципа суверенного равенства государств.

Суверенитет как источник международного права

Если внутригосударственное право в силу верховенства государства устанавливается государством и выражает его волю, то международное право является продуктом соглашения государств по поводу существа его норм и признания их юридически обязательными. Это соглашение достигается путем согласования воль государств. Поэтому в нормах международного права, регулирующих международные отношения, выражена согласованная, а тем самым и общая воля устанавливающих эти нормы государств, детерминированная их взаимным интересом и потребностями. Ведь именно посредством договора устанавливаются, изменяются или отменяются общепризнанные принципы и нормы международного права, включая нормы jus cogens.

Таким образом, международное право создается суверенными субъектами международного права – государствами. Поэтому можно сказать, что суверенитет является источником международного права. А основные принципы международного права – это нормы, регулирующие поведение государств и иных субъектов международного права во всех сферах международных отношений. Они устанавливают основные права и обязанности государств в международном общении.

Соотношение суверенитета и международного права

Спектр мнений здесь достаточно разнообразен: одни ученые считают, что суверенитет и международное право несовместимые, взаимоисключающие категории; другие полагают, что международное право исключает внешнюю сторону суверенитета и оставляет за государством лишь внутреннее верховенство; третьи отрицают международное право как право в общепринятом смысле и тем самым защищают суверенитет; четвертые вполне удачно совмещают суверенитет с международным правом.

Преобладающее мнение сводится к тому, что государственный суверенитет и международное право взаимно обусловлены: государственный суверенитет – предпосылка международного права, а международное право – одно из средств утверждения государственного суверенитета в международных отношениях.

Безусловно, международное право не наделяет государства суверенитетом. Являясь членом международного сообщества, государство признает себя связанным нормами международного права, причем подчинение нормам международного права есть подчинение добровольное, которое не предполагает подчинение воле другого государства или какой-либо высшей власти.

Суверенитет и суверенные права

Верховенство и независимость государства проявляются в осуществлении его функций и предполагают наличие соответствующих суверенных прав, юридически обеспечивающих их осуществление. Однако наличие этих прав, являясь необходимым условием суверенитета, само по себе еще не достаточно для его образования.

Государственный суверенитет не является совокупностью суверенных прав, а предполагает формально-юридическую возможность обладания этими правами. Суверенитет как качество государства имеет отношение к вопросу существования государства – наличия его правосубъектности, а государственные права – к вопросу объема его правоспособности, возникшей именно в связи с наличием суверенитета.

К основным суверенным правам, раскрывающим содержание внутреннего суверенитета государства, принято относить:

Внешний суверенитет принято раскрывать через:

Конкретный перечень суверенных прав не является постоянным, а определяется функциями государства на исторической стадии развития. Также очевидно, что содержание этих прав может трансформироваться в зависимости от характера международных отношений, функций государства, изменения форм деятельности государства.

Суверенные обязанности государств

Суверенные государства имеют не только суверенные права, но и суверенные обязанности. Основные обязанности суверенных государств, касающиеся их взаимоотношений друг с другом, а также обращения с отдельными физическими лицами в рамках государственных границ, перечислены, среди прочего, в ст. 2 Устава ООН и Декларации о дружественных отношениях 1970 г.

Как субъект международного права государство обязано:

Источник

Суверенитет — это то, что делает государство государством

Здравствуйте, уважаемые читатели блога KtoNaNovenkogo.ru. Суверенитет – это независимость страны во внешних вопросах и верховенство власти во внутренних.

Руководство демократического государства самостоятельно принимает решения и воплощает их в жизнь, над ним нет никакой силы, имеющей право давать распоряжения, препятствовать исполнению его воли.

suverenitet

Признание суверенитета – принцип взаимоотношений на мировой арене, прописанный в Уставе ООН.

В чем выражается суверенитет государства

Суверенитет – это общественно-политическое явление, включающее две стороны: главенство власти внутри государства и свободу ее действий на международной арене.

Суверенитет внутри страны имеет следующие проявления:

С точки зрения норм права, основное проявление главенства государственной власти – ключевая роль на территории страны принятой ей Конституции и федеральных законов.

Суверенитет государства в еще большей степени – это его независимость во внешнеэкономических и внешнеполитических отношениях.

Суверенность государства во внешней политике выражается в:

Современные экономисты и политологи считают, что внешний суверенитет сокращается по мере развития глобализации (что это такое?).

sovereignty

Правительства и парламенты стран ограничены положениями международного права, они передают часть полномочий наднациональным структурам (яркий пример – органы управления Евросоюзом), объединяются для решения общих вопросов (например, сотрудничают в сфере экологии).

Суверенитет государства — это свобода выбора

Государственный суверенитет – это свобода, независимость страны в определении собственного будущего, выстраивании отношений с жителями и партнерами на международной арене.

Суверенное государство вправе самостоятельно выбирать:

priznaki gosudarstva suverenitet

Что значит суверенное? Это право государства обеспечивать соблюдение законности и порядка внутри страны, защищать границы от вторжения или агрессии извне. Для решения этих задач оно использует возможности силовых структур (милиция, армия).

Верховная власть страны имеет право препятствовать стремлению отдельных регионов (республик, областей) к отделению. Подобные намерения и настроения влекут нарушение территориальной целостности, провозглашенной Конституцией.

Например, «парад суверенитетов», начавшийся в СССР в 1988 году, привел к отделению республик, распаду союзного государства и образованию Российской Федерации.

При этом верховенство власти не означает вседозволенности. Законы, действующие на территории страны, положения Конституции, определяют границы власти.

Понятие суверенитета в разные исторические эпохи

Слово это имеет французские корни и обозначает возможность и способность осуществлять неограниченную (суверенную) власть над страной. Суверен — это абсолютный правитель, не ограниченный какими-та рамками (король).

Возникновение этого понятия было связано со следующими факторами:

Общей тенденцией в странах Европы в XIV-XVI века стало установление суверенной власти короля, признаваемого верховным правителем на территории страны, определение государства, как института, полностью независимо от воли Церкви.

Первые попытки сформулировать, в чем выражается суверенитет государства, предпринял в XVI веке французский юрист Жан Боден. Он обозначил его как непрерывную, абсолютную власть монарха на подвластных ему территориях.

Впервые слово «суверенный» было использовано в Вестфальских соглашениях, подписание которых завершило Тридцатилетнюю войну.

С этих пор термин применяется в значении независимости во внешних делах и главенства изнутри в привязке к конкретным территориям, государствам.

Пытаясь понять сущность суверенного государства, ученые Нового времени, задумались об источниках его происхождения. Впервые их сформулировал английский мыслитель Томас Гоббс. Он полагал, что первоначальным, естественным состоянием общества была анархия, когда каждый воевал против всех.

Чтобы прекратить беспорядки, граждане заключили общественный договор, следить за исполнением которого призвана власть государства. Она выполняет функцию судьи, наказывает нарушителей, защищает границы страны от агрессии извне.

В XIX веке немецкий юрист Карл Шмитт дал определение, отличное от трактовки Гоббса.

По мнению ученого, признак подлинного внутреннего верховенства – возможность вводить чрезвычайное положение в стране, отменять ранее изданные законы и при необходимости нарушать их.

Эта трактовка суверенной власти используется политологами по настоящее время.

Как понимают суверенитет ученые XIX века

В современных общественных науках наибольшее распространение получило неолиберальное понимание суверенитета (продолжатели некоторых идей классического либерализма). Его последователи делят это политическое явление на три разновидности:

Это полнота исполнительной, законодательной и судебной власти, осуществляемой в рамках государственных границ, право самостоятельно выстраивать политику на мировой арене, не подчиняться воле третьих лиц. Страна, которая следует указаниям извне, – колония.

parodiia na suverenitet

Предполагает, что жители страны имеют реальные возможности для участия в политике и законотворчестве: влияния на принимаемые нормативные акты, воздействия на внутренний и внешний курс страны. Неолибералы считают, что народ – это единственно возможный источник власти, на этом утверждении строится демократия.

Народ выражает свою суверенную власть двумя способами: императивными (избрание и отзыв депутатов федеральных или местных парламентов) или консультационными (участие в выборах и референдуме, проведение публичных слушаний, подача коллективных обращений в государственные инстанции и т.д.).

Проблема только в том, что все эти красивые формулы используются в узкокорыстных интересах отдельных государств (США и Ко) и надгосударственных структур (см. картинку выше).

Красивыми словами прикрывают вмешательство в дела суверенных государств, якобы под предлогом восстановления суверенитета народа на управление государством или правом нации на самоопределение (по сути, осуществляя развал государства).

Поэтому на смену неолиберальным трактовкам вскоре придут более объективные и менее удобные для вторжения во внутренние дела независимых государств постулаты. А «носители демократии» (в Ливию, Сирию, Афганистан) займут, наконец-то, достойное их место в мире (ну, вы знаете где).

Удачи вам! До скорых встреч на страницах блога KtoNaNovenkogo.ru

Эта статья относится к рубрикам:

Комментарии и отзывы (3)

Кому нужен суверенитет кроме политической элиты? Власть — это способ зарабатывать, очень много зарабатывать и ни с кем не делиться.

Вот примерно так и думают либералы местного разлива. Их только злит, что они не во власти (ПОЧЕМУ НЕ МЫ — их главная в жизни обида), ибо очень хочется на этом зарабатывать и ни с кем не делиться (уж они знают как). Причем им суверенитет будет мешать (как и совесть).

А вот власти, которая является национальной, суверенитет нужен как воздух. Без него соблюдать интересы страны будет практически не возможно.

Поэтому этот вопрос является как бы маркером, говорящем о том, власть с народом или сама по себе. На самом деле, самостоятельные страны по пальцам руки можно пересчитать и Россия их этих стран будет самым большим пальцем.

Об этом можно судить по тому, на кого больше всего наезжает «коллективный запад» — тот и обладает самым большим суверенитетом, ибо это не позволяет грабить страну (а Запад привык жить только грабежом на протяжении последних пятисот лет).

На самом деле не существует абсолютного суверенитета, все государства зависимы, например от внешнего долга, от норм международного права, на основании которого принимают национальную Конституцию. Маленькие государства, хоть формально и являются независимыми субъектами международного права, на деле оказываются зависимы от глобальных интересов более мощных держав.

Источник

Мир познаний
Добавить комментарий

Adblock
detector