Что такое суверенные фонды

Суверенный фонд

Некоторые суверенные фонды принадлежат центральным банкам, которые аккумулируют валютную наличность в процессе управления национальной банковской системой; такие фонды обычно имеют высокую экономическую и фискальную значимость. Другие суверенные фонды просто представляют собой государственные сбережения, которые инвестируются в различные компании с целью получения инвестиционного дохода, и не играют существенной роли в фискальном управлении.

Суверенные фонды могут инвестировать в иностранные депозиты, золото, SDR, резервную позицию в МВФ, или в такие резервные валюты как доллар, евро или иена. Суверенные фонды могут быть зарегистрированы как инвестиционные компании, государственные пенсионные фонды, суверенные нефтяные фонды и т. д.

Были попытки разделить суверенные фонды от золотовалютных резервов центральных банков. Суверенные фонды отличаются долгосрочным характером инвестиций, тогда как золотовалютные резервы используются для краткосрочной стабилизации курса национальной валюты и управления ликвидностью. Многие центральные банки в последние годы накопили огромные ЗВР, превышающие уровни, необходимые для поддерживания ликвидности и курса валюты. Более того, многие ЗВР диверсифицируются в активы, отличные от краткосрочных депозитов и иностранной наличности, например, в акции и деривативы разных видов.

Содержание

Термин

Термин sovereign wealth fund был впервые использован в 2005 году Andrew Rozanov в статье ‘Who holds the wealth of nations?’ в Central Banking journal. [2] В первоначальной версии термин использовался для описания сдвига от традиционного управления резервами к управлению суверенным благосостоянием, а уж затем стал широко применяться для обозначения покупательной способности мировой бюрократии.

Опасения

Существует несколько причин почему рост суверенных фондов привлекает пристальное внимание.

Крупнейшие суверенные фонды

* Включает нефтяной стабилизационный фонд России
** Наилучшая оценка

Источник

Что такое Фонд национального благосостояния

Как формируется бюджет фонда и куда он тратит деньги

Tl4Krr kCsK pRMJgI0jp44vrvSvg

Фонд национального благосостояния, сокращенно ФНБ, — это государственный инвестиционный фонд.

Такие фонды еще называют суверенными. На 1 декабря 2020 года ФНБ занимает 14-е место среди всех суверенных фондов. Его активы составляют 177 млрд долларов, тогда как капитализация крупнейшего суверенного фонда в мире — норвежского — оценивается в 1,122 трлн долларов.

В этой статье расскажу, откуда ФНБ берет деньги и куда их тратит.

Что вы узнаете

Что такое ФНБ

Государственный суверенный фонд — это запас денег, который инвестируется в различные активы. ФНБ формируется из избыточных нефтегазовых доходов. Крупные экспортеры углеводородов вроде «Газпрома» и «Роснефти» платят налоги в федеральный бюджет. Часть этих денег называется нефтегазовый трансферт и идет на погашение расходов федерального бюджета. Деньги, которые остаются после нефтегазового трансферта, отправляют в ФНБ.

Деньгами из фонда государство софинансирует добровольные накопительные пенсии людей, вступивших в эту программу до 2015 года, компенсирует дефицит федерального бюджета и Пенсионного фонда РФ. Информацию о ФНБ можно найти на сайте Министерства финансов России. Эти деньги учитываются отдельно от других государственных денег, их можно потратить только на целевые нужды, для которых создавался ФНБ.

Законодательная база. ФНБ работает согласно Бюджетному кодексу РФ. Еще есть отдельные постановления правительства и приказы Минфина о том, в какие финансовые активы можно вкладывать деньги и как правильно управлять фондом. Нормативные документы можно найти на сайте Минфина в разделе «Фонд национального благосостояния» — «Управление».

Как ФНБ появился. Фонд национального благосостояния появился 1 февраля 2008 года при разделении существовавшего ранее Стабилизационного фонда на две структуры: ФНБ и Резервный фонд. Резервный фонд взял на себя функции Стабилизационного фонда, то есть использовался как финансовая подушка для федерального бюджета.

В результате этой реорганизации на счета ФНБ было зачислено 783 млрд рублей. В последующие годы, когда нефтегазовые доходы превышали нормативный объем денег резервного фонда и нефтегазовый трансферт, избытки направлялись в ФНБ. Нормативная величина Резервного фонда составляла примерно 7% от ВВП, и ее определяли ежегодно в федеральном бюджете.

ФНБ и Резервный фонд. В 2017 году средства Резервного фонда израсходовали, а фонд закрыли. Сейчас из суверенных фондов в России остался только Фонд национального благосостояния. Еще резервные фонды есть у правительства и президента.

Для чего нужен ФНБ

ФНБ планировали как фонд социальной направленности или фонд будущих поколений. Он должен был обеспечить стабильные пенсии на много лет вперед. А еще деньгами из суверенного фонда государство развивает экономику и финансирует крупные инвестиционные проекты, например покупку железнодорожного транспорта для РЖД или строительство центральной кольцевой автомобильной дороги в московской области.

Цели фонда. Первоначально деньги из ФНБ были нужны для финансирования пенсионной системы. Но в 2017 году с помощью поправок в бюджетный кодекс государство разрешило использовать деньги из ФНБ для покрытия дефицита федерального бюджета и бюджета пенсионного фонда.

Таким образом, сейчас ФНБ является одновременно сберегательным и стабилизационным фондом. Например, в 2018—2019 годах 9,68 млрд рублей из ФНБ направили на софинансирование добровольных пенсионных накоплений людей. А для покрытия дефицита пенсионного фонда в 2018 году потратили 1 101,2 млрд рублей, хотя в 2019 году этого не делали.

В какой валюте формируется ФНБ

Фонд формируется в рублях. А дальше средства могут размещаться в иностранной валюте — американских долларах, евро и британских фунтах, а также инвестироваться в финансовые активы: облигации, депозиты, акции и паи инвестиционных фондов.

Например, для строительства железной дороги Элегест — Кызыл — Курагино и угольного портового терминала на Дальнем Востоке ФНБ может приобрести облигации ЗАО «Тувинская энергетическая промышленная корпорация». Минимальная доходность этих облигаций равна ставке инфляции + 1%. Инвестируя в такие проекты, государство одновременно развивает экономику и получает дополнительный инвестиционный доход в ФНБ.

Средства из ФНБ можно размещать только в надежные ценные бумаги с высоким рейтингом долгосрочной кредитоспособности. Структура активов ФНБ не прозрачная — доступных данных о перечне иностранных ценных бумаг нет.

В валютной структуре ФНБ 45% долларов США, 45% евро и 10 % британских фунтов, но Минфин планирует снизить долю доллара и расширить перечень валют. В 2009 году деньги из ФНБ решили разместить на долгосрочных депозитах в ВЭБ. Таким образом ВЭБ мог выдавать больше субординированных кредитов банкам, а они, в свою очередь, — малому и среднему бизнесу. Субординированные кредиты — это кредиты банкам на особых условиях на длительный срок. Проценты по ним могут быть существенно ниже рыночных.

По состоянию на 1 января 2020 года 79% средств ФНБ находилось на счетах Центрального Банка России в разных валютах. Этими деньгами можно быстро погасить дефицит федерального бюджета или бюджета пенсионного фонда. Финансовые активы — менее ликвидные инструменты: ими так быстро распорядиться не получится.

Бюджет фонда

Фонд формируется из нефтегазовых доходов, которые не были направлены на финансирование бюджета. Еще в фонд поступают доходы от управления его активами.

Кто управляет средствами ФНБ. Средствами фонда управляет Министерство финансов, но отдельные вопросы управления оно может передать Центральному банку. Выглядит это следующим образом: Министерство финансов приобретает иностранную валюту и размещает ее на счетах в Центральном банке РФ. На остаток по счетам ЦБ начисляет проценты, как если бы они были вложены в долговые ценные бумаги иностранных государств. Все проценты начисляются в рублях.

Сколько денег сейчас. На 1 декабря 2020 года в ФНБ числится 177,39 млрд долларов, что эквивалентно сумме 13 457,02 млрд рублей — 11,8% от ВВП страны.

Когда денег в ФНБ становится больше, чем 7% от ВВП, их можно использовать для инвестирования в крупные проекты и покупки разрешенных финансовых активов. Куда можно вкладывать деньги из ФНБ, определяет правительство и Министерство финансов в нормативных актах.

До достижения 7% деньги могут направляться только в уже начатые проекты, а также паи инвестиционных фондов, которыми управляют в соответствии с федеральным законом «О российском фонде прямых инвестиций».

С чего формируются нефтегазовые доходы. Нефтегазовые доходы формируются с налога на добычу полезных ископаемых, вывозных таможенных пошлин на нефть, газ и продукты переработки, а также с налога на дополнительный доход от добычи углеводородного сырья, акцизов на нефтяное сырье, направляемое на переработку.

Предварительно нефтегазовые доходы рассчитываются исходя из прогнозных цен на сырье и обменного курса рубля к доллару. Если фактически в бюджет поступает больше денег, чем было предварительно рассчитано, то это нефтегазовые доходы. Если меньше — то, наоборот, нефтегазовые расходы.

На что хотят потратить сверхдоходы

В 2020 году деньгами из ФНБ собирались финансировать 12 проектов, но 4 из них заморозили в связи с экономическим кризисом.

Деньги успели выделить на строительство кольцевой центральной дороги в Московской области, модернизацию Байкало-Амурской и Транссибирской железных дорог, ликвидацию цифрового неравенства в малонаселенных городах и селах и на другие проекты. Для того чтобы финансировать проекты, деньги вкладывали в финансовые активы. Например, для железнодорожных проектов купили привилегированные акции и облигации ОАО «РЖД».

Остатки средств на счетах ФНБ на начало 2020 годаPDF, 154 КБ

На конец 2020 года остается неясным, как государство будет тратить сверхдоходы из ФНБ за предыдущий год.

Что будет, если «распечатать» ФНБ

Более того, весной 2020 года правительство решило поддержать экономику без денег из ФНБ. Даже в такой сложный период программу поддержки профинансировали за счет займов на рынке — путем размещения облигаций федерального займа.

Критика ФНБ

9 ноября 2020 года Счетная палата опубликовала отчет об оценке эффективности использования денег ФНБ за 2018—2019 годы. Авторы отчета выделяют следующие негативные моменты в управлении средствами ФНБ.

Нет единой методологии вложения сверхдоходов, когда они достигают 7% ВВП. По аналогии с суверенными фондами других государств, зарабатывающих на экспорте сырьевых ресурсов, деньги надо использовать так, чтобы они приносили доход и чтобы их точно вернули. На сентябрь 2020 года критерии новых проектов, которые можно финансировать за счет денег ФНБ, не определены.

Алексей Кудрин в своей диссертации предлагает прекратить направлять средства из ФНБ в инфраструктурные проекты, потому что это очень рискованно. А активы уже финансируемых проектов — передать в управление специально созданного для этого фонда. Он предлагал создать отдельный фонд для развития инфраструктуры и финансировать проекты из него.

Теоретические подходы к реализации эффективной бюджетной политикиPDF, 4,66 МБ

Консервативное управление портфелем — деньги находятся в валюте, и практически не инвестируются в ценные бумаги, поэтому управление портфелем приносит небольшой доход. На 1 января 2019 года объем ФНБ был меньше, чем при его создании в 2009 году.

79% всех средств ФНБ находится в иностранных валютах на счетах в Центральном Банке России. Согласно договору с ЦБ, даже если эта часть остается в валюте, на нее начисляется такой же доход, как если бы деньги вложили в долговые обязательства иностранных государств.

Эта часть может приносить дополнительный доход за счет курсовой разницы и при росте котировок долгосрочных облигаций. Например, доходность долларового счета в 2019 году выросла в 1,8 раза по сравнению с 2018 годом, а доходность в фунтах стерлингов еще выше — в 2,4 раза. Доходность выросла за счет роста котировок государственных облигаций США и Великобритании. Но доходность в евро за 2019 отрицательная. ФНБ не вкладывает деньги в иностранные акции, золото или недвижимость.

Низкий уровень кредитования реального бизнеса через ВЭБ — деньги, которые ВЭБ одалживает коммерческим банкам, не доходят до малых и средних предприятий, потому что коммерческие банки выдвигают очень много требований к потенциальным заемщикам. Другими словами, малому бизнесу сложно получить кредит.

Отчетность ФНБ непрозрачная, и сложно сделать выводы о качестве управления деньгами. Например, нет информации о детальном распределении активов в портфеле и о результатах инвестирования.

Фонд не обеспечивает благосостояние людей, из него закрываются текущие нужды и дефицит.

Сравнение с норвежским суверенным фондом

Крупнейший суверенный фонд в мире — государственный пенсионный фонд Норвегии «Глобальный». Парламент Норвегии принял закон о создании фонда в 1990 году после того, как Норвегия нашла крупнейшее месторождение нефти в Северном море.

Норвежские власти понимают, что нефть когда-то закончится, и стараются инвестировать средства фонда так, чтобы обеспечить стабильность экономики на много лет вперед.

2009—2019 годах в млрд долларов. Источник: экспертно-аналитическое мероприятие Cчетной палаты» loading=»lazy» data-bordered=»true»>

Источник

Суверенные фонды: назначение и тенденции развития

Вы будете перенаправлены на Автор24

Сущность суверенных фондов

Суверенный фонд – это государственный инвестиционный фонд, который сформирован из ценных бумаг, касающихся недвижимости, а также прочих финансовых инструментов, которые выражены в иностранной валюте, как правило, в американских долларах или евро.

Некоторая доля финансовых ресурсов таких фондов может быть инвестирована внутри национальной экономики. Инвестирование финансовых ресурсов суверенного фонда благосостояния подразумевает более высокий уровень рентабельности по сравнению с различного рода резервами государства, а также более высокий уровень финансового риска.

Среди наиболее важных целей функционирования подобных фондов можно выделить следующие:

На современном этапе развития суверенные фонды имеют в некоторой мере двойственный характер, а именно:

Готовые работы на аналогичную тему

Проблемы и тенденции развития суверенных фондов

Рассмотрим основные проблемы и тенденции развития суверенных фондов.

На современном этапе развития в качестве таких можно выделить неустойчивость законодательства, регламентирующего бюджетный процесс в целом. На сегодняшний день отечественные суверенные фонды функционируют относительно недолго, несмотря на это изменения, которые затрагивают порядок их формирования, расходования и размещения финансовых ресурсов проводились неоднократно.

Так, начиная с 2018 года вступила в силу четвертая версия бюджетных правил. Стоит отметить, что такая ситуация имеет и некоторые положительные стороны, например, процедура формирования и расходования средств суверенных фондов на постоянной основе совершенствуются. При этом возникает вопрос, а насколько качественным был процесс разработки и утверждения предыдущих правил.

Однако, в настоящее время внимания заслуживает не только пересмотр порядка функционирования суверенных фондов, но и их непосредственное приостановление. Так, с одной стороны, в периоды кризиса это можно назвать крайне необходимой мерой, т.к. в значительной мере способствует росту гибкости основных характеристик бюджета, что в некоторой степени способствует обеспечению бюджетной сбалансированности. Если рассматривать данный вопрос с другой стороны, то приостановление действия некоторых правил, например, в отношении управления нефтегазовыми доходами, что в дальнейшей затруднило возращение к правилам впоследствии, т.к. существовавшие ранее ограничения в отношении управления нефтегазовыми доходами снимались, что в конечном итоге способствовало необоснованному росту расходов государственного бюджета, а также недопоступлению финансовых ресурсов в суверенные фонды, что и произошло в 2010-2012 гг.

Также в рамках развития суверенных фондов необходимо обозначить еще одну важную проблему, а именно недостаточную эффективность расходования и размещения финансовых ресурсов суверенных фондов, что приводит к возникновению рисков для сбалансированности государственного бюджета.

Стоит отметить, что периоды 2009-2010 гг., а также 2019-2020 гг. в истории суверенных фондов являются наиболее значимыми не только для отечественных фондов, но и зарубежных, т.к. в эти годы большая часть развитых и развивающихся государств прибегли к расходованию финансовых ресурсов сформированных ранее резервов для финансирования предпринимаемых антикризисных мер.

Как было отмечено ранее, одной из проблем функционирования суверенных фондов можно назвать частые изменения в бюджетном законодательстве, что предоставило возможно расходовать финансовые ресурсы суверенных фондов не по назначению, что способствовало росту темпов их расходования. Для предотвращения подобных ситуаций в дальнейшем необходимо введение ограничений на законодательном уровне. Иначе говоря, в обязательном порядке должен быть повышен уровень бюджетной дисциплины.

Финансовые ресурсы суверенных фондов сыграли важнейшую роль в решении серьезных экономических проблем, с которыми сталкивалась Россия на протяжении достаточно продолжительного периода времени, в связи с чем закономерен вывод о важности накопленных резервов, с помощью которых возможно в случае необходимости подстраховать бюджетную и экономическую системы в случае подобных шоков.

На сегодняшний день достаточно остро стоит вопрос бюджетной дисциплины и следования установленным бюджетным правилам. На данный момент одной из задач, стоящих перед Правительством, является сохранение и приумножение государственных резервов. Кроме выше названной меры в лице повышения дисциплины в отношении растраты средств, решению этой задачи способствовало бы совершенствование политики управления средствами фонда, которой также был посвящен довольно существенный раздел работы, где было выявлено немало проблем.

Источник

Суверенный фонд

Площадкой для инвестиций суверенных фондов является весь мир.

Некоторые суверенные фонды привлекли к себе внимание неудачными инвестициями в финансовые компании на Уолл-Стрит Citigroup, Morgan Stanley и Merrill Lynch.

Большинство суверенных фондов управляют активами, номинированными в иностранной валюте.

Некоторые суверенные фонды принадлежат центральным банкам, которые аккумулируют валютную наличность в процессе управления национальной банковской системой; такие фонды обычно имеют высокую экономическую и фискальную значимость. Другие суверенные фонды просто представляют собой государственные сбережения, которые инвестируются в различные компании с целью получения инвестиционного дохода, и не играют существенной роли в фискальном управлении.

Суверенные фонды могут инвестировать в иностранные депозиты, золото, SDR, резервную позицию в МВФ, или в такие резервные валюты как доллар, евро, фунт стерлингов или иена.

Суверенные фонды могут быть зарегистрированы как инвестиционные компании, государственные пенсионные фонды, суверенные нефтяные фонды и т. д.

Были попытки отделить суверенные фонды от золотовалютных резервов центральных банков. Все они оказались неудачными.

Суверенные фонды отличаются долгосрочным характером инвестиций, тогда как золотовалютные резервы используются для краткосрочной стабилизации курса национальной валюты и управления ликвидностью.

Многие центральные банки в последние годы накопили огромные ЗВР, превышающие уровни, необходимые для поддерживания ликвидности и курса валюты.

Более того, многие ЗВР диверсифицируются в активы, отличные от краткосрочных депозитов и иностранной наличности, например, в акции и деривативы разных видов.

Связанные понятия

Прямые инвестиции, частный капитал, частное инвестирование, частные капиталовложения (ЧК) (англ. Private Equity) — вид активов, под которым понимается доля в капитале, пай или акции компании, не размещённые на фондовой бирже (бирже ценных бумаг).

Упоминания в литературе

Связанные понятия (продолжение)

Мусорная (бросовая) облигация (англ. high-yield bond, non-investment-grade bond, speculative-grade bond, junk bond) — высокодоходные облигации с кредитным рейтингом ниже инвестиционного уровня (Ba / ВВ и ниже), либо без рейтинга. Подобные ценные бумаги обычно выпускаются компаниями, не имеющими длительной истории и солидной деловой репутации, но нуждающимися в денежных средствах.

«Большой четвёркой» называют четыре крупнейших в мире компании, предоставляющие ауди́торские и консалтинговые услуги: Deloitte Touche Tohmatsu, PricewaterhouseCoopers, Ernst & Young, KPMG.

Источник

Что такое суверенные фонды

Библиографическая ссылка на статью:
Савинская К.А. Суверенные фонды: теоретические аспекты функционирования, опыт России // Гуманитарные научные исследования. 2017. № 3 [Электронный ресурс]. URL: https://human.snauka.ru/2017/03/22200 (дата обращения: 23.12.2021).

В последнее десятилетие в экономческой науке активно используется термин Sovereign Wealth Fund (SWF) – «суверенный фонд благосостояния». «Суверенный» применительно к фондам, с учетом сложившейся практики в инвестиционном сообществе, означает «государственный». Также распространены похожие понятия: «суверенный фонд», «фонд национального благосостояния», «резервный фонд», «стабилизационный фонд», «суверенный инвестиционный фонд», «фонд будущих поколений» и др. На данный момент в исследовательской практике не выработано общепринятого толкования термина «суверенный фонд благосостояния», нет однозначного понимания их назначения, видов, целей создания и задач; не существует единого подхода к классификации суверенных фондов.

По мнению М.Г. Бароновской, суверенный фонд – это «обособленная совокупность денежных средств, используемая государством для целей содействия реализации основополагающих конституционных прав граждан, реализации социально значимых, наукоемких и экономически эффективных инвестиционных проектов и финансирования бюджетного дефицита.[1, 143]

К. Балдинг полагает, что суверенный фонд благосостояния — это «капитал, полученный в результате чистого накопления богатства и управляемый государством или окологосударственным органом (государство сохраняет за собой право контроля инвестиционного капитала), который инвестирует в различные активы, стремясь получить отдачу, превышающую безрисковую норму доходности (суверенный фонд таким образом принимает на себя риски, на которые не идут государственные органы в своей обычной деятельности)». [2, 4]

Более широкую трактовку дает Е.А. Васин: «Суверенный фонд – это созданный центральным (или региональным) правительством, юридически, финансово и организационно обособленный фонд, средства которого формируются за счет сверхплановых доходов бюджета от экспорта невозобновляемых природных ресурсов, несырьевого профицита бюджета, части золотовалютных резервов и (или) иных поступлений, управляется и используется в целях обеспечения стабильности и развития экономики на определенном временном горизонте». [3, 16]

Под управлением средствами суверенных фондов понимается «деятельность по разработке и совершенствованию инвестиционной стратегии, правил, методов и способов формирования и использования (инвестирования) средств суверенных фондов и приведение их в состояние, позволяющее достичь основной цели (целей) создания фондов». [3, 32-35]

История развития данных финансовых институтов началась в 1953 году, когда с целью оптимизации управления ресурсами, получаемыми от реализации огромных нефтяных запасов страны, был создан предшественник нынешнего Кувейтского инвестиционного фонда.

Первопричина создания суверенных фондов – исчерпаемость природных ресурсов: накопление части богатства в виде фонда, вместо его расходования, эффективное управление этими финансовыми ресурсами, позволяет государству сохранить, преумножить и передать это богатство следующим поколениям.

В настоящее время в мире действует не менее семидесяти суверенных фондов. [4] Наиболее крупные суверенные фонды созданы в настоящее время Норвегии, Китае, Абу-Даби, Саудовской Аравии, Кувейте, Сингапуре и Катаре. [4]

С 2007 года функционирует Институт исследования суверенных фондов (Sovereign Wealth Funds Institute, SWFI), целью создания которого было изучение и анализ деятельности фондов по всему миру. Регулярные отчеты SWFI о деятельности суверенных фондов, динамике их показателей, в настоящее время являются полезными для правительств, международных и национальных инвесторов, собственников и управляющих активами, банков, корпораций, юридических фирм и др.

В 2009 году был учрежден также Международный форум суверенных фондов благосостояния (International Forum of Sovereign Wealth Funds (IFSWF). Данная организация является важной платформой для дискуссий по проблемам развития и повышения эффективности функционирования суверенных фондов. Форум представляет собой объединенную общими интересами группу менеджеров, которые организуют встречи для обмена идеями и опытом по управлению сувереными фондами.

Суверенные фонды, создаваемые в разных странах, неоднородны: они имеют как общие черты, так и существенные отличия.

Можно выделить следующие ключевые особенности суверенных фондов:

— представляют собой совокупность денежных средств, аккумулируемых государством как часть конъюнктурных доходов для достижения определенных макроэкономических целей;

— учреждены и находятся в собственности государства;

— наделены определенным суверенитетом от бюджета публично-правового образования,

— их функционирование регулируется отдельными нормативными правовыми актами;

— находятся под управлением определённого государственного или частного института;

— юридически, финансово и операционно обособлены от остальных государственных активов;

— управляются в интересах населения страны в целом;

— функционируют на инвестиционной основе, в соответствии с различными инвестиционными стратегиями (в том числе размещаются в иностранные финансовые активы).

Эти специфические черты позволяют отделить суверенные фонды от остальных государственных активов.

С началом нового тысячелетия суверенные фонды получили новые импульсы развития.

Сочетание макроэкономической нестабильности и высокого уровня цен на сырьевые товары подтолкнуло многие страны с формирующимися рынками (в числе которых и Россия) к созданию суверенных фондов, призванных в случае падения цен на энергоносители и другие сырьевые товары, выступить в качестве буферного запаса, предотвратить зависимость госбюджетов этих стран от колебаний мировых цен на сырье, снизить корреляцию государственных расходов и инвестиций с нестабильными ценами на энергоносители и другие сырьевые товары, обеспечить стабильное экономическое развитие страны.

В результате продолжительного рекордного роста цен на энергоносители суверенные фонды стран-экспортеров нефти и газа существенно выросли. Так, например, Норвежский глобальный пенсионный фонд вырос за период 2003-2016 гг. со 120 до 885 млрд долларов США. [4]

Рост мировой торговли стимулировал экспорт и рост валютной выручки (и валютных резервов) таких торговых стран, как Китай (в сочетании с искуственно заниженым обменным курсом) и Сингапур. В этих странах суверенные фонды были накопленны благодаря многолетним положительным сальдо госбюджета и счета текущих операций, то есть созданы засчет несырьевых источников. Активы крупнейшего несырьевого суверенного фонда – Китайской инвестиционной корпорациии, созданной в 2007 году, в настоящее время составляют 813,8 млрд долларов США. [4] Данные фонды используются как макроэкономический механизм управления профицитом бюджета и регулирования экономики.

Таким образом, можно выделить 2 типа современных суверенных фондов в зависимости от источников формирования (происхождения активов). В соответствии с данным критерием типологизации, суверенные фонды благосостояния делятся на сырьевые (формируются за счет накопления прибыли от экспорта природных ресурсов, чаще всего нефти и газа) и несырьевые (капитал пополняется за счет положительных сальдо госбюджета и счета текущих операций, которые первоначально проявляются в форме крупных валютных резервов).

Источником формирования средств суверенного фонда может выступать профицит государственного бюджета (например, полученный в результате высоких доходов от экспорта, изымаемых в бюджет в виде налогов на природные ресурсы, ограничения расходов бюджета, получения доходов от приватизации) или избыточный объем международных (золотовалютных) резервов (полученый в результате устойчивого положительного сальдо торгового баланса или проведения операций с иностранной валютой для предотвращения укрепления курса национальной валюты). Под избыточным объемом золотовалютных резервов понимается его превышение над уровнем, необходимым для проведения регулятором монетарной политики: для сглаживания колебаний курса национальной валюты, а также покрытия оттока краткосрочного капитала (объем резервов должен покрывать краткосрочный внешний долг). В этом случае правительство может направить избыточные резервы на выплату внешнего долга (если такой имеется), разделить резервы на два портфеля: ликвидный и инвестиционный (для долгосрочных вложений); создать суверенный фонд благосостояния (разного целевого характера) и др.

В основе создания суверенных фондов лежит кейнсианская идея «противоциклической экономической политики». Суверенные фонды являются инструментом реализации государственной экономической политики, их средства могут использоваться для достижения определенных макроэкономических целей (стабилизации финансовых доходов и расходов страны (бюджета), предупреждения инфляции, стабилизации курса национальной валюты, осуществления сбережений для будущих поколений, обеспечения устойчивых темпов развития страны и др.)

Е.А. Васин в своем исследовании выделяет три основные цели создания суверенных фондов [3,17]:

— стабилизационная цель (использование средств фондов в периоды кризисов);

— цель доходного инвестирования (получение более высокого уровня доходности по сравнению с международными резервами за счет использования более широкого спектра финансовых инструментов)

— цель развития (стимулирование внутренних отраслей экономики за счет доходов, поступающих от экспорта невозобновляемых природных ресурсов, формирование источников «длинных денег» в экономике).

Экономисты А.В. Навой и Л.И. Шалунова помимо вышеназванных, выделяют еще две цели [5,26]:

— компенсационную (компенсация нестабильности бюджетных доходов, связанных с экспортными поступлениями, из-за перепадов международной конъюнктуры);

— перераспределительную (перераспределение поступлений от экспорта невозобновляемых природных ресурсов в пользу будущих поколений).

Цели и задачи суверенных фондов должны быть скоординированны с общими макроэкономическими целями развития страны.

А.В. Левченко выделила следующие укрупненные функции суверенных фондов [6,68]: стабилизационную, резервную, стратегическую и функцию развития.

По выполняемым функциям и характеру деятельности суверенные фонды можно разделить на 4 основных вида.

Стабилизационные фонды создаются с целью защиты бюджета от конъюнктурного фактора или иных внешних шоков, используются для обеспечения сбалансированности расходов бюджета в краткосрочном периоде. Средства данных фондов формируются и используются в рамках антициклической бюджетной политики и инвестируются в рамках консервативной инвестиционной стратегии в высоколиквидные и надежные финансовые инструменты (краткосрочные государственные облигации).

Сберегательные фонды создаются для более справедливого распределения благосостояния между поколениями. Целью сберегательных фондов является перераспределение дохода от невознобновляемого источника в диверсифицированный возобновляемый источник – активы. Инвестиции данных фондов (в акции) обладают повышенным уровнем риска. Сберегательные фонды ориентированы на сглаживание колебаний расходов в рамках длительного периода.

Целью фондов развития является инвестирование средств в развитие приоритетных отраслей экономики. Средства фондов развития инвестируются внутри страны в приоритетные социально-экономические проеккты (транспортную инфраструктуру, образование, здравоохранение).

Часто на практике суверенные фонды имеют смешанный характер и ориентированы на одновременное решение нескольких задач.

Также суверенные фонды могут быть классифицированы по другим признакам. См. таблицу 1.

Таблица 1 — Типы суверенных фондов·

Типы суверенных фондов

Признак классификации
по источникам и порядку формирования активов фонда Фонды, созданные за счет доходов от экспорта сырья (сырьевого профицита бюджета – сверхплановых доходов от экспорта невозобновляемых природных ресурсов (нефти, газа; минерального сырья и др.);

Фонды, созданные за счет профицита государственного бюджета, обеспеченного положительным сальдо торгового баланса за счет экспорта несырьевых товаров;

Фонды, созданные за счет других источников (части золотовалютных резервов и (или) иных поступлений, например, доходов от приватизации, зарубежной финансовой помощи доходов от управления активами фонда и т.д.

по видам аккумулируемых активов (по структуре активов)

— денежные средства (в национальной и иностранной валюте);

— широкий спектр финансовых инструментов;

— драгоценные металлы (золото);

— прочие

по принципу пополнения фондов

Пополнение зависит от цены ресурса:

-по пороговому значению цены;

(В правилах формирования и расходования подобных фондов предусмотрено, что отчисления в них производят, если цена на сырье превышает заранее установленное значение. Также может ограничиваться максимальный размер фонда).

Пополнение не зависит от цены ресурса (В правилах формирования таких фондов, предусмотрено, что независимо от цен на сырье часть доходов или все доходы от экспорта должны направляться на формирование фонда )

по порядку размещения и/или направлениям использования активов фонда

— погашение внешнего долга (плановое и внеплановое);

— субсидирование внутренних цен;

— осуществление выплат населению;

— финансирование инвестиционных проектов;

— финансирование разработки месторождений сырья

по используемой инвестиционной стратегии

— смешанная

по уровню доходности, рентабельности активов — высокорентабельные фонды;- со средним уровнем рентабельности;- низкорентабельные
по сфере вложения средств

— на международных рынках;

— смешанная модель

по форме управления средствами фонда — государственный (ые) орган(ы)

— частная управляющая компания

по организационно-правовой форме

Фонды, созданные в виде самостоятельных юридических лиц:

— на основе специального закона или иного нормативного акта;

— на основе общих норм корпоративного законодательства

Фонды, функционирующие без создания самостоятельных юридических лиц (Подобные фонды функционируют в виде отдельных денежных счетов, принадлежащих правительству).

по принципу интеграции в бюджетную систему Фонды, входящие в состав бюджетной системы (Норвегия, Россия)

Фонды, входящие в состав бюджетной системы (Азербайджан)

Объектами инвестирования суверенных фондов в настоящее время являются: иностраная валюта, золото, недвижимость, облигации, некоторые виды акций и др.

Активное создание правительствами разных стран суверенных фондов, рост их активов, усиление роли и влияния являются характерными особенностями современной финансовой системы.

В в настоящее время функционируют два суверенных фонда: Резервный фонд и Фонд национального благосостояния (ФНБ).

Резервный фонд призван обеспечивать выполнение государством своих расходных обязательств в случае снижения поступлений нефтегазовых доходов в федеральный бюджет. Таким образом, Резервный фонд ориентирован на сглаживание экономических колебаний в краткосрочном периоде и выполняет стабилизационную функцию. Для управления средствами Резервного фонда используется консервативная стратегия (инвестирование в валютные активы и высоконадежные государственные долговые обязательства).

Фонд национального благосостояния изначально был создан для поддержки пенсионной системы. Приоритетными функциями ФНБ изначально являлись: резервная и стратегическая. Предполагалось, что для управления средствами ФНБ будет использоваться стратегия инвестирования средств с ориентацией на максимизацию дохода с минимизацией возможного риска потери средств на долгосрочном горизонте. Однако до 2013 года ФНБ фактически служил дополнительным резервом для федерального бюджета, и его стратегия принципиально не отличалась от стратегии инвестирования Резервного фонда (была лишь чуть менее консервативна).

В 2013 году было принято решение предоставить ФНБ возможность направлять средства на финансовое обеспечение инфраструктурных и других приоритетных для государства проектов. ФНБ получил возможность размещать средства в долговые обязательства российских эмитентов, связанные с реализацией самоокупаемых инфраструктурных проектов. Цель – диверсификация инструментов размещения фонда, повышение доходности, создания стимулов экономического роста. После введения антироссийских санкций на международных рынках капитала в 2014 году ФНБ назывался как альтернативный источник привлечения инвестиций. Таким образом, ФНБ стал выполнять еще и функцию развития. Фактически произошла диверсификация целей деятельности ФНБ. Однако результаты использования средств ФНБ для финансирования инвестиционных проектов пока не очевидны.

В целом, с учетом уроков кризисов 2008-2009 и 2014 гг. можно утверждать, что бюджетные резервы России действительно необходимы, так как степень зависимости российской экономики от внешнеэкономической конъюнктуры по­прежнему высока. Консерватвная инвестиционная стратегия суверенных фондов, нередко критикуемая, позволила, во­первых, использовать средства Резервного фонда для поддержки бюджета при падении цены на нефть, и во­вторых, не только избежать существенных потерь стоимости активов, но и увеличить рублевый объем средств фондов благодаря положительной курсовой разнице в период кризисной девальвации рубля в конце 2014 года.

Однако в настоящее время мы наблюдаем резкое сокращение объема суверенных фондов Российской Федерации. См. таблицы 2,3.

Таблица 2 — Объем средств Резервного фонда· ·

Источник

Мир познаний
Добавить комментарий

Adblock
detector