Что такое суверенный фонд

Суверенные фонды: назначение и тенденции развития

Вы будете перенаправлены на Автор24

Сущность суверенных фондов

Суверенный фонд – это государственный инвестиционный фонд, который сформирован из ценных бумаг, касающихся недвижимости, а также прочих финансовых инструментов, которые выражены в иностранной валюте, как правило, в американских долларах или евро.

Некоторая доля финансовых ресурсов таких фондов может быть инвестирована внутри национальной экономики. Инвестирование финансовых ресурсов суверенного фонда благосостояния подразумевает более высокий уровень рентабельности по сравнению с различного рода резервами государства, а также более высокий уровень финансового риска.

Среди наиболее важных целей функционирования подобных фондов можно выделить следующие:

На современном этапе развития суверенные фонды имеют в некоторой мере двойственный характер, а именно:

Готовые работы на аналогичную тему

Проблемы и тенденции развития суверенных фондов

Рассмотрим основные проблемы и тенденции развития суверенных фондов.

На современном этапе развития в качестве таких можно выделить неустойчивость законодательства, регламентирующего бюджетный процесс в целом. На сегодняшний день отечественные суверенные фонды функционируют относительно недолго, несмотря на это изменения, которые затрагивают порядок их формирования, расходования и размещения финансовых ресурсов проводились неоднократно.

Так, начиная с 2018 года вступила в силу четвертая версия бюджетных правил. Стоит отметить, что такая ситуация имеет и некоторые положительные стороны, например, процедура формирования и расходования средств суверенных фондов на постоянной основе совершенствуются. При этом возникает вопрос, а насколько качественным был процесс разработки и утверждения предыдущих правил.

Однако, в настоящее время внимания заслуживает не только пересмотр порядка функционирования суверенных фондов, но и их непосредственное приостановление. Так, с одной стороны, в периоды кризиса это можно назвать крайне необходимой мерой, т.к. в значительной мере способствует росту гибкости основных характеристик бюджета, что в некоторой степени способствует обеспечению бюджетной сбалансированности. Если рассматривать данный вопрос с другой стороны, то приостановление действия некоторых правил, например, в отношении управления нефтегазовыми доходами, что в дальнейшей затруднило возращение к правилам впоследствии, т.к. существовавшие ранее ограничения в отношении управления нефтегазовыми доходами снимались, что в конечном итоге способствовало необоснованному росту расходов государственного бюджета, а также недопоступлению финансовых ресурсов в суверенные фонды, что и произошло в 2010-2012 гг.

Также в рамках развития суверенных фондов необходимо обозначить еще одну важную проблему, а именно недостаточную эффективность расходования и размещения финансовых ресурсов суверенных фондов, что приводит к возникновению рисков для сбалансированности государственного бюджета.

Стоит отметить, что периоды 2009-2010 гг., а также 2019-2020 гг. в истории суверенных фондов являются наиболее значимыми не только для отечественных фондов, но и зарубежных, т.к. в эти годы большая часть развитых и развивающихся государств прибегли к расходованию финансовых ресурсов сформированных ранее резервов для финансирования предпринимаемых антикризисных мер.

Как было отмечено ранее, одной из проблем функционирования суверенных фондов можно назвать частые изменения в бюджетном законодательстве, что предоставило возможно расходовать финансовые ресурсы суверенных фондов не по назначению, что способствовало росту темпов их расходования. Для предотвращения подобных ситуаций в дальнейшем необходимо введение ограничений на законодательном уровне. Иначе говоря, в обязательном порядке должен быть повышен уровень бюджетной дисциплины.

Финансовые ресурсы суверенных фондов сыграли важнейшую роль в решении серьезных экономических проблем, с которыми сталкивалась Россия на протяжении достаточно продолжительного периода времени, в связи с чем закономерен вывод о важности накопленных резервов, с помощью которых возможно в случае необходимости подстраховать бюджетную и экономическую системы в случае подобных шоков.

На сегодняшний день достаточно остро стоит вопрос бюджетной дисциплины и следования установленным бюджетным правилам. На данный момент одной из задач, стоящих перед Правительством, является сохранение и приумножение государственных резервов. Кроме выше названной меры в лице повышения дисциплины в отношении растраты средств, решению этой задачи способствовало бы совершенствование политики управления средствами фонда, которой также был посвящен довольно существенный раздел работы, где было выявлено немало проблем.

Источник

Суверенный фонд

Некоторые суверенные фонды принадлежат центральным банкам, которые аккумулируют валютную наличность в процессе управления национальной банковской системой; такие фонды обычно имеют высокую экономическую и фискальную значимость. Другие суверенные фонды просто представляют собой государственные сбережения, которые инвестируются в различные компании с целью получения инвестиционного дохода, и не играют существенной роли в фискальном управлении.

Суверенные фонды могут инвестировать в иностранные депозиты, золото, SDR, резервную позицию в МВФ, или в такие резервные валюты как доллар, евро или иена. Суверенные фонды могут быть зарегистрированы как инвестиционные компании, государственные пенсионные фонды, суверенные нефтяные фонды и т. д.

Были попытки разделить суверенные фонды от золотовалютных резервов центральных банков. Суверенные фонды отличаются долгосрочным характером инвестиций, тогда как золотовалютные резервы используются для краткосрочной стабилизации курса национальной валюты и управления ликвидностью. Многие центральные банки в последние годы накопили огромные ЗВР, превышающие уровни, необходимые для поддерживания ликвидности и курса валюты. Более того, многие ЗВР диверсифицируются в активы, отличные от краткосрочных депозитов и иностранной наличности, например, в акции и деривативы разных видов.

Содержание

Термин

Термин sovereign wealth fund был впервые использован в 2005 году Andrew Rozanov в статье ‘Who holds the wealth of nations?’ в Central Banking journal. [2] В первоначальной версии термин использовался для описания сдвига от традиционного управления резервами к управлению суверенным благосостоянием, а уж затем стал широко применяться для обозначения покупательной способности мировой бюрократии.

Опасения

Существует несколько причин почему рост суверенных фондов привлекает пристальное внимание.

Крупнейшие суверенные фонды

* Включает нефтяной стабилизационный фонд России
** Наилучшая оценка

Источник

Суверенные фонды: понятие и признаки

Курочкин Сергей Владимирович, выпускник кафедры предпринимательского права юридического факультета Московского государственного университета (МГУ) имени М.В. Ломоносова, магистр права.

В настоящей статье автор ставит перед собой задачу на основе анализа международного и российского опыта правового регулирования и саморегулирования выявить признаки суверенных фондов, на основе которых сформулировать определение понятия «суверенный фонд».

Ключевые слова: суверенный фонд, инвестиционная деятельность, государственные инвестиции, фонд национального благосостояния, Российский фонд прямых инвестиций.

Sovereign Funds: Notion and Attributes

Kurochkin Sergey, Graduate of the Department of Entrepreneurial Law of the Law Faculty of the Lomonosov Moscow State University (MSU), Master of Law.

The author sets in this article a task to reveal the sovereign fund attributes based on the analysis of the international and Russian experience of legal regulation and self-regulation, and word a definition of the «sovereign fund» notion based on these attributes.

Key words: sovereign fund, investment activity, state investments, sovereign welfare fund, the Russian Direct Investment Fund.

The 2016 Preqin Sovereign Wealth Fund Review. URL: https://www.preqin.com/docs/samples/The-2016-Preqin-Sovereign-Wealth-Fund-Review-Sample-Pages.pdf; SWFI Sovereign Wealth Funds Ranking; www.swfinstitute.org/sovereign-wealth-fund-rankings (дата обращения: 17.03.2017).

В научной литературе существуют споры в отношении используемого термина («суверенный фонд благосостояния», «суверенный фонд», «суверенный инвестиционный фонд», «фонд благосостояния» и др.). В рамках данной работы используется наиболее устоявшийся в научной литературе и официальных актах Правительства РФ, Банка России, Счетной палаты РФ термин «суверенный фонд». Кроме того, высказываются различные точки зрения в отношении определения понятия «суверенные фонды». В таблице ниже приведены лишь некоторые подходы к определению данного понятия.

Министерство финансов США

International Financial Services London

Существует 5 видов государственных инвестиционных механизмов:

Коллектив авторов из Гарвардской школы Кеннеди

4 группы суверенных инвесторов:

(1) суверенные фонды;

(2) центральные банки;

(3) публичные пенсионные резервные фонды;

(4) суверенные фонды развития, банки развития и агентства развития.

Критерии: основной источник капитала, основные функции, типичные инвестиционные модели

Международный валютный фонд

Фонды делятся на стабилизационные фонды, фонды сбережений для будущих поколений, корпорации по инвестированию резервов, фонды развития и фонды условных пенсионных резервов

Sovereign Wealth Fund Institute

Исходя из функций выделяются 5 групп суверенных инвесторов:

Sovereign Wealth Funds: Generally Accepted Principles and Practices. URL: http://www.ifswf.org/sites/default/files/santiagoprinciples_0_0.pdf (дата обращения: 16.03.2017).

The Brave New World of Sovereign Wealth Fund // Wharton Leadership Center. 2010. P. 2. URL: http://d1c25a6gwz7q5e.cloudfront.net/papers/download/052810_Lauder_Sovereign_Wealth_Fund_report_2010.pdf (дата обращения: 16.03.2017).

владение: суверенные фонды принадлежат государству в лице правительства или иных государственных органов;

инвестиции: инвестиционные стратегии включают в себя инвестиции в зарубежные финансовые активы и исключают те фонды, которые инвестируют исключительно в национальные активы;

Global Financial Stability Report: Grappling with Crisis Legacies. Washington: International Monetary Fund, 2011. P. 94.

Sovereign Wealth Fund Institute, What Is a Sovereign Wealth Fund? November 16, 2009. URL: http://www.swfinstitute.org/sovereign-wealth-fund/ (дата обращения: 16.03.2017).

Отсутствие универсального определения суверенного фонда порождает трудности в правовой квалификации природы создаваемых государствами и уже функционирующих институтов. Разумеется, различие в системах законодательства государств, обладающих суверенными фондами, а также практика функционирования таких фондов усложняют выработку единого подхода. Тем не менее необходимость в создании международной системы правового регулирования, предупреждающего возможность злоупотребления со стороны суверенных фондов, но одновременно и не позволяющего их дискриминировать, требует предпринять попытки вывести универсальное юридическое определение данного понятия.

Сущность института суверенных фондов проявляется через его публично-правовую природу и инвестиционный характер деятельности. Именно названное сочетание определяет особенности правового статуса суверенных фондов, которые могут быть раскрыты через следующие признаки.

URL: http://www.pravo.gov.ru/ (дата обращения: 16.03.2017).
Agaciro Development Fund. Santiago Principles Self-Assessment Report. URL: http://www.ifswf.org/assessment/rwanda (дата обращения: 15.03.2017).

Korea Investment Corporation Act, Adopted on March 24, 2005 (Act No. 7393). URL: http://www.kic.go.kr/en/04/01/01.jsp (дата обращения: 08.03.2017).

Вторым признаком, характерным для суверенных фондов, является их создание и последующее инвестирование их средств в целях решения задач публичного характера, притом что суверенные фонды не являются благотворительными организациями и стремятся к получению прибыли. В качестве основной цели суверенного фонда можно выделить сохранение и приумножение его активов, так как, только увеличивая свою ресурсную базу, суверенный фонд сможет реализовать возложенные на него государством задачи по финансированию общественно значимых проектов. В этой связи стоит отметить, что большинство инвестиций, осуществляемых суверенными фондами, в том числе и бюджетного характера, по своей правовой природе больше соответствуют деятельности классических инвестиционных фондов, однако в дальнейшем средства суверенного фонда могут (и должны) быть использованы для решения стоящих перед ним задач (например, финансирования дефицита бюджета).

Кудряшов В.В. Указ. соч. С. 44.

В качестве четвертого признака суверенного фонда можно выделить отсутствие «прямых» обязательств, тесно взаимосвязанных с источником финансирования фонда. Данный признак позволяет проводить разграничение с некоторыми смежными финансовыми институтами, например с государственными пенсионными фондами или фондами социального обеспечения. Основное отличие заключается в следующем: в рамках пенсионных фондов и фондов социального обеспечения существуют «прямые обязательства» перед гражданами, которые являются формальными или фактическими бенефициарами таких фондов. Обязательства же суверенных фондов не могут быть в достаточной степени конкретизированы, поэтому их следует считать «непрямыми».

Помимо перечисленных признаков суверенных фондов, при идентификации суверенного фонда важно также выявлять некоторые дополнительные признаки, присущие не всем суверенным фондам, но позволяющие наиболее точно описать статус конкретного фонда. Речь идет о таких признаках, как специфическая инвестиционная политика, в том числе наличие этической политики инвестирования, специфический состав активов, специфические источники финансирования, ограничения в отношении географии инвестирования, особая схема корпоративного управления, повышенные требования к прозрачности и раскрытию информации.

Источник

Что такое Фонд национального благосостояния

Как формируется бюджет фонда и куда он тратит деньги

Tl4Krr kCsK pRMJgI0jp44vrvSvg

Фонд национального благосостояния, сокращенно ФНБ, — это государственный инвестиционный фонд.

Такие фонды еще называют суверенными. На 1 декабря 2020 года ФНБ занимает 14-е место среди всех суверенных фондов. Его активы составляют 177 млрд долларов, тогда как капитализация крупнейшего суверенного фонда в мире — норвежского — оценивается в 1,122 трлн долларов.

В этой статье расскажу, откуда ФНБ берет деньги и куда их тратит.

Что вы узнаете

Что такое ФНБ

Государственный суверенный фонд — это запас денег, который инвестируется в различные активы. ФНБ формируется из избыточных нефтегазовых доходов. Крупные экспортеры углеводородов вроде «Газпрома» и «Роснефти» платят налоги в федеральный бюджет. Часть этих денег называется нефтегазовый трансферт и идет на погашение расходов федерального бюджета. Деньги, которые остаются после нефтегазового трансферта, отправляют в ФНБ.

Деньгами из фонда государство софинансирует добровольные накопительные пенсии людей, вступивших в эту программу до 2015 года, компенсирует дефицит федерального бюджета и Пенсионного фонда РФ. Информацию о ФНБ можно найти на сайте Министерства финансов России. Эти деньги учитываются отдельно от других государственных денег, их можно потратить только на целевые нужды, для которых создавался ФНБ.

Законодательная база. ФНБ работает согласно Бюджетному кодексу РФ. Еще есть отдельные постановления правительства и приказы Минфина о том, в какие финансовые активы можно вкладывать деньги и как правильно управлять фондом. Нормативные документы можно найти на сайте Минфина в разделе «Фонд национального благосостояния» — «Управление».

Как ФНБ появился. Фонд национального благосостояния появился 1 февраля 2008 года при разделении существовавшего ранее Стабилизационного фонда на две структуры: ФНБ и Резервный фонд. Резервный фонд взял на себя функции Стабилизационного фонда, то есть использовался как финансовая подушка для федерального бюджета.

В результате этой реорганизации на счета ФНБ было зачислено 783 млрд рублей. В последующие годы, когда нефтегазовые доходы превышали нормативный объем денег резервного фонда и нефтегазовый трансферт, избытки направлялись в ФНБ. Нормативная величина Резервного фонда составляла примерно 7% от ВВП, и ее определяли ежегодно в федеральном бюджете.

ФНБ и Резервный фонд. В 2017 году средства Резервного фонда израсходовали, а фонд закрыли. Сейчас из суверенных фондов в России остался только Фонд национального благосостояния. Еще резервные фонды есть у правительства и президента.

Для чего нужен ФНБ

ФНБ планировали как фонд социальной направленности или фонд будущих поколений. Он должен был обеспечить стабильные пенсии на много лет вперед. А еще деньгами из суверенного фонда государство развивает экономику и финансирует крупные инвестиционные проекты, например покупку железнодорожного транспорта для РЖД или строительство центральной кольцевой автомобильной дороги в московской области.

Цели фонда. Первоначально деньги из ФНБ были нужны для финансирования пенсионной системы. Но в 2017 году с помощью поправок в бюджетный кодекс государство разрешило использовать деньги из ФНБ для покрытия дефицита федерального бюджета и бюджета пенсионного фонда.

Таким образом, сейчас ФНБ является одновременно сберегательным и стабилизационным фондом. Например, в 2018—2019 годах 9,68 млрд рублей из ФНБ направили на софинансирование добровольных пенсионных накоплений людей. А для покрытия дефицита пенсионного фонда в 2018 году потратили 1 101,2 млрд рублей, хотя в 2019 году этого не делали.

В какой валюте формируется ФНБ

Фонд формируется в рублях. А дальше средства могут размещаться в иностранной валюте — американских долларах, евро и британских фунтах, а также инвестироваться в финансовые активы: облигации, депозиты, акции и паи инвестиционных фондов.

Например, для строительства железной дороги Элегест — Кызыл — Курагино и угольного портового терминала на Дальнем Востоке ФНБ может приобрести облигации ЗАО «Тувинская энергетическая промышленная корпорация». Минимальная доходность этих облигаций равна ставке инфляции + 1%. Инвестируя в такие проекты, государство одновременно развивает экономику и получает дополнительный инвестиционный доход в ФНБ.

Средства из ФНБ можно размещать только в надежные ценные бумаги с высоким рейтингом долгосрочной кредитоспособности. Структура активов ФНБ не прозрачная — доступных данных о перечне иностранных ценных бумаг нет.

В валютной структуре ФНБ 45% долларов США, 45% евро и 10 % британских фунтов, но Минфин планирует снизить долю доллара и расширить перечень валют. В 2009 году деньги из ФНБ решили разместить на долгосрочных депозитах в ВЭБ. Таким образом ВЭБ мог выдавать больше субординированных кредитов банкам, а они, в свою очередь, — малому и среднему бизнесу. Субординированные кредиты — это кредиты банкам на особых условиях на длительный срок. Проценты по ним могут быть существенно ниже рыночных.

По состоянию на 1 января 2020 года 79% средств ФНБ находилось на счетах Центрального Банка России в разных валютах. Этими деньгами можно быстро погасить дефицит федерального бюджета или бюджета пенсионного фонда. Финансовые активы — менее ликвидные инструменты: ими так быстро распорядиться не получится.

Бюджет фонда

Фонд формируется из нефтегазовых доходов, которые не были направлены на финансирование бюджета. Еще в фонд поступают доходы от управления его активами.

Кто управляет средствами ФНБ. Средствами фонда управляет Министерство финансов, но отдельные вопросы управления оно может передать Центральному банку. Выглядит это следующим образом: Министерство финансов приобретает иностранную валюту и размещает ее на счетах в Центральном банке РФ. На остаток по счетам ЦБ начисляет проценты, как если бы они были вложены в долговые ценные бумаги иностранных государств. Все проценты начисляются в рублях.

Сколько денег сейчас. На 1 декабря 2020 года в ФНБ числится 177,39 млрд долларов, что эквивалентно сумме 13 457,02 млрд рублей — 11,8% от ВВП страны.

Когда денег в ФНБ становится больше, чем 7% от ВВП, их можно использовать для инвестирования в крупные проекты и покупки разрешенных финансовых активов. Куда можно вкладывать деньги из ФНБ, определяет правительство и Министерство финансов в нормативных актах.

До достижения 7% деньги могут направляться только в уже начатые проекты, а также паи инвестиционных фондов, которыми управляют в соответствии с федеральным законом «О российском фонде прямых инвестиций».

С чего формируются нефтегазовые доходы. Нефтегазовые доходы формируются с налога на добычу полезных ископаемых, вывозных таможенных пошлин на нефть, газ и продукты переработки, а также с налога на дополнительный доход от добычи углеводородного сырья, акцизов на нефтяное сырье, направляемое на переработку.

Предварительно нефтегазовые доходы рассчитываются исходя из прогнозных цен на сырье и обменного курса рубля к доллару. Если фактически в бюджет поступает больше денег, чем было предварительно рассчитано, то это нефтегазовые доходы. Если меньше — то, наоборот, нефтегазовые расходы.

На что хотят потратить сверхдоходы

В 2020 году деньгами из ФНБ собирались финансировать 12 проектов, но 4 из них заморозили в связи с экономическим кризисом.

Деньги успели выделить на строительство кольцевой центральной дороги в Московской области, модернизацию Байкало-Амурской и Транссибирской железных дорог, ликвидацию цифрового неравенства в малонаселенных городах и селах и на другие проекты. Для того чтобы финансировать проекты, деньги вкладывали в финансовые активы. Например, для железнодорожных проектов купили привилегированные акции и облигации ОАО «РЖД».

Остатки средств на счетах ФНБ на начало 2020 годаPDF, 154 КБ

На конец 2020 года остается неясным, как государство будет тратить сверхдоходы из ФНБ за предыдущий год.

Что будет, если «распечатать» ФНБ

Более того, весной 2020 года правительство решило поддержать экономику без денег из ФНБ. Даже в такой сложный период программу поддержки профинансировали за счет займов на рынке — путем размещения облигаций федерального займа.

Критика ФНБ

9 ноября 2020 года Счетная палата опубликовала отчет об оценке эффективности использования денег ФНБ за 2018—2019 годы. Авторы отчета выделяют следующие негативные моменты в управлении средствами ФНБ.

Нет единой методологии вложения сверхдоходов, когда они достигают 7% ВВП. По аналогии с суверенными фондами других государств, зарабатывающих на экспорте сырьевых ресурсов, деньги надо использовать так, чтобы они приносили доход и чтобы их точно вернули. На сентябрь 2020 года критерии новых проектов, которые можно финансировать за счет денег ФНБ, не определены.

Алексей Кудрин в своей диссертации предлагает прекратить направлять средства из ФНБ в инфраструктурные проекты, потому что это очень рискованно. А активы уже финансируемых проектов — передать в управление специально созданного для этого фонда. Он предлагал создать отдельный фонд для развития инфраструктуры и финансировать проекты из него.

Теоретические подходы к реализации эффективной бюджетной политикиPDF, 4,66 МБ

Консервативное управление портфелем — деньги находятся в валюте, и практически не инвестируются в ценные бумаги, поэтому управление портфелем приносит небольшой доход. На 1 января 2019 года объем ФНБ был меньше, чем при его создании в 2009 году.

79% всех средств ФНБ находится в иностранных валютах на счетах в Центральном Банке России. Согласно договору с ЦБ, даже если эта часть остается в валюте, на нее начисляется такой же доход, как если бы деньги вложили в долговые обязательства иностранных государств.

Эта часть может приносить дополнительный доход за счет курсовой разницы и при росте котировок долгосрочных облигаций. Например, доходность долларового счета в 2019 году выросла в 1,8 раза по сравнению с 2018 годом, а доходность в фунтах стерлингов еще выше — в 2,4 раза. Доходность выросла за счет роста котировок государственных облигаций США и Великобритании. Но доходность в евро за 2019 отрицательная. ФНБ не вкладывает деньги в иностранные акции, золото или недвижимость.

Низкий уровень кредитования реального бизнеса через ВЭБ — деньги, которые ВЭБ одалживает коммерческим банкам, не доходят до малых и средних предприятий, потому что коммерческие банки выдвигают очень много требований к потенциальным заемщикам. Другими словами, малому бизнесу сложно получить кредит.

Отчетность ФНБ непрозрачная, и сложно сделать выводы о качестве управления деньгами. Например, нет информации о детальном распределении активов в портфеле и о результатах инвестирования.

Фонд не обеспечивает благосостояние людей, из него закрываются текущие нужды и дефицит.

Сравнение с норвежским суверенным фондом

Крупнейший суверенный фонд в мире — государственный пенсионный фонд Норвегии «Глобальный». Парламент Норвегии принял закон о создании фонда в 1990 году после того, как Норвегия нашла крупнейшее месторождение нефти в Северном море.

Норвежские власти понимают, что нефть когда-то закончится, и стараются инвестировать средства фонда так, чтобы обеспечить стабильность экономики на много лет вперед.

2009—2019 годах в млрд долларов. Источник: экспертно-аналитическое мероприятие Cчетной палаты» loading=»lazy» data-bordered=»true»>

Источник

Мир познаний
Добавить комментарий

Adblock
detector