Что такое суждение в информатике

§ 11. Суждение

Понять, что такое суждение, какие суждения бывают.

Научиться отличать истинное суждение от ложного, высказывать свое суждение.

Понять

Личное мнение человека, выраженное устно или письменно в виде повествовательного предложения, часто называют высказыванием. Его также называют суждением.

Не любое повествовательное предложение является суждением. Суждением может быть только такое предложение, о котором можно сказать: «Оно выражает истину» или «Оно выражает ложь».

Рассмотрим примеры повествовательных предложений. Выясним, какие из них являются суждениями.

А) На рисунке — птица.

86

Б) Океан больше озера.

В) Компьютер имеет внутреннюю память.

Г) Пеликан — очень красивая птица.

Здесь о предложениях А), Б) и В) можно однозначно сказать, истинны они или ложны. Значит, эти предложения являются суждениями.

Предложение Г) суждением не является, так как свойство «красивый» нельзя измерить или точно определить. Красоту нельзя измерить. Поэтому о предложении Г) нельзя однозначно сказать, истинно оно или ложно. «Красивый» — это личное, эмоциональное отношение к объекту. Для кого-то пеликан очень красив, а для кого-то — нет.

Под высказыванием (суждением) понимают только такое повествовательное предложение, о котором можно однозначно сказать, истинно оно или ложно.

Эти предложения и не истина, и не ложь, потому что содержат слова: «отличная», «хорошее», «вкуснее», «тепло». Они выражают личные ощущения человека.

Суждением не является повествовательное предложение, которое ничего не утверждает и ничего не отрицает. То есть нельзя определить, истинное это высказывание или ложное. Например:

Не является суждением

Является суждением

Петя — ученик первого класса.

Мишина мама сейчас дома.

Во дворе бегают две собаки.

Сейчас небо голубое.

Зима — холодное время года.

Истинное суждение

Суждение может быть либо истинным, либо ложным. Суждение истинно тогда, когда его смысл соответствует действительности.

Ложное суждение

Простые и сложные суждения

Суждения бывают простыми или сложными. Например, «Учитель объясняет урок» — это простое суждение.

Суждение «Учитель диктует, дети записывают» — это сложное суждение, так как оно состоит из двух простых: «Учитель диктует» и «Дети записывают», которые объединили в одном предложении.

Выполни

Главное

Знать

Уметь

Выполни задания в рабочей тетради № 1

Выполни на компьютере задания к параграфу из раздела УМЕТЬ компакт-диска.

Прочитай на досуге в книге «Расширь свой кругозор» текст «Характеристика суждения».

Источник

Урок 22
Суждение как форма мышления
Практическая работа №11
«Рисуем в редакторе Word» (задания 1- 3)

В мышлении понятия не выступают разрозненно, они определенным образом связываются между собой. Формой связи понятий друг с другом является суждение.

Суждение — это форма мышления, в которой что-либо утверждается или отрицается об объектах, признаках или отношениях объектов.

Суждение имеет свою языковую форму — повествовательное предложение.

Суждения бывают простыми и сложными.

Выделяют четыре вида простых суждений.

1. Общеутвердительные суждения.
Примеры: «Все квадраты — прямоугольники»; «Все дороги ведут в Рим».

2. Общеотрицательные суждения.
Примеры: «Ни один арифмометр не является компьютером»; «Ни один треугольник не является квадратом».

3. Частноутвердительные суждения.
Примеры: «Некоторые школьники — спортсмены»; «Некоторые мониторы — жидкокристаллические».

4. Частноотрицательные суждения.
Примеры: «Некоторые компьютеры не являются современными»; «Некоторые компьютерные программы не являются источниками информации».

Если некоторое событие не может иметь место без определенного условия, то это условие является необходимым.
Пример: «Для того чтобы выводить созданные на компьютере документы на бумагу, необходим принтер».

Если некоторое событие обязательно имеет место при определенном условии, то это условие является достаточным. Пример: «Для того чтобы число делилось на 5, достаточно, чтобы оно оканчивалось нулем».

Если без определенного условия не может быть некоторого события, а из наличия этого условия следует данное событие, то условие является необходимым и достаточным. Пример: «Для того чтобы число делилось на 10, необходимо и достаточно, чтобы оно оканчивалось нулем».

Вопросы и задания

1. Употребляя слова «все», «некоторый», «каждый», «ни один», установите отношения между следующими понятиями:

а) «прямоугольный треугольник» и «равнобедренный треугольник»;
б) «равносторонний треугольник» и «равнобедренный треугольник»;
в) «прямоугольник» и «ромб»;
г) «прямоугольник» и «квадрат»;
д) «квадрат» и «прямоугольник»;
е) «ромб» и «квадрат»;
ж) «прямоугольник» и «окружность»;
з) «квадрат» и «ромб».

2. Приведите по 2-3 примера простых общеутвердительных, общеотрицательных, частноутвердительных и частноотрицательных суждений.

4. Дополните следующие суждения подходящими по смыслу логическими связками «необходимо», «достаточно», «необходимо и достаточно».

5. Предложите свою классификацию для суждений.

Практическая работа №11
«Рисуем в редакторе Word» (задания 1- 3)

Задание 1

1. Откройте текстовый процессор MS Word.

3. По всплывающим подсказкам узнайте назначение каждого элемента этой панели.

urok 22 01

4. С помощью инструмента Прямоугольник нарисуйте прямоугольник:

urok 22 02

5. Измените размеры прямоугольника; удалите прямоугольник; попытайтесь изобразить небольшой квадрат (вспомните, как строили квадраты в графическом редакторе Paint).

6. Скопируйте квадрат в буфер обмена. Разместите три копии квадрата рядом с оригиналом:

urok 22 03

7. Поочередно выделяя каждый из квадратов, подбирайте по своему усмотрению цвет заливки и закрашивайте его.

8. Инструментом Выбор объектов выделите все четыре квадрата:

urok 22 04

9. Скопируйте выделенный фрагмент в буфер обмена. Четыре копии фрагмента (рядов квадратов) разместите под оригиналом.

10. Измените тип и цвет линии границы каждого из четырех квадратов первого ряда так:

urok 22 05

11. Поэкспериментируйте с инструментами Тень и Объем на втором ряду квадратов:

urok 22 06

12. Опробуйте инструмент Свободное вращение на третьем ряду квадратов:

urok 22 07

13. Измените положение и наложение квадратов четвертого ряда по образцу:

urok 22 08

14. Сохраните результат в собственной папке под именем Квадраты.

Задание 2

1. На чистой странице с помощью инструмента Овал выполните рисунок:

urok 22 09

2. Сохраните результат в собственной папке под именем Овалы.

Задание 3

1.Откройте файл Домик (Мои документы\ 6класс\ Заготовки).

urok 22 10

3. Щелкните вне области рисунка — все маркеры исчезнут. Поочередно щелкните на крыше, окне и стенах домика и, удерживая нажатой левую кнопку мыши, растащите их в разные стороны.

urok 22 11

4. Из полученных частей, как из деталей конструктора, соберите большой дом.

urok 22 12

Для этого:

Источник

Урок информатики по теме «Понятие. Суждение. Умозаключени» в главе «Логика»

«Управление общеобразовательной организацией:
новые тенденции и современные технологии»

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Выбранный для просмотра документ логика.ppt

presentation bg

Описание презентации по отдельным слайдам:

Урок информатике в 10 классе Учитель: Вагнер Л.В. 27.10.09 МОУ «Марьяновская СОШ №2»

Понятие. Суждение. Умозаключение. Цели урока: познакомиться с историей возникновения логики; дать определение понятия, суждения, умозаключения; формировать умения оперировать этими понятиями при выполнении различных упражнений; развивать интерес к предмету через нестандартные задания; развивать логическое мышление.

Зачем нам эта логика? Процессор Память сумматор триггер Логические элементы Логические операции Логика

Понятие имеет две стороны: содержание и объем. Содержание понятия – совокупность существенных признаков, отраженных в этом понятии. Объем понятия – множество предметов, каждому из которых принадлежат признаки, составляющие содержание понятий.

Упражнение 2 1. Перечислите существенные признаки, составляющие содержание понятий: добродетель, истина, ложь. 2. Определите объем понятий: столица России, столица, река.

Упражнение 3 Объясните, почему следующие высказывания не являются суждениями: 1. Какого цвета твой велосипед? 2. Число Х больше пяти? 3. 5Х-2. 4. Посмотрите в окно. 5. Пейте томатный сок! 6. Вы были в музее?

Упражнение 6 1. Дано высказывание “Все углы треугольника равны”. Путем умозаключений получить высказывание “Этот треугольник равносторонний”.

Работа в группах Каждая группа должна привести несколько примеров: понятия, суждения, умозаключения.

Математические софизмы Вес слона равен весу комара. Логические задачи О царе Горохе и трех богатырях.

Итог урока Продолжи фразу: Сегодня на уроке я …

Оцени себя сам! Какой из ниже перечисленных фраз ты можешь охарактеризовать свою работу на уроке и почему: Я умница. Я старался. У меня все получилось. Было нелегко, но я смог! Сойдет. Потенциал для работы еще есть!

Домашнее задание 1. Выучить определения. 2. Найти и решить мат. софизм или логическую задачу.

Мало иметь хороший ум, главное – хорошо его применять. Рено Декарт

Выбранный для просмотра документ урок.doc

Урок информатике по теме «Понятие. Суждение. Умозаключение»

в главе «Логика»

Цель: научиться выделять термины «понятие», «суждение», «умозаключение» в окружающем мире.

дать определение понятия, суждения, умозаключения;

формирование умения оперировать этими понятиями при выполнении различных упражнений;

развитие интереса к предмету через нестандартные задания;

развитие межпредметных связей (математика);

развитие общего кругозора учащихся;

развитие логического мышления

Ход урока.

I. Изложение нового материала.

Слайд Сегодня мы начинаем новую главу «Основы логики». Тема сегодняшнего урока

«Понятие. Суждение. Умозаключение». Как вы думаете, чем мы будем заниматься?

Формулируются цели урока.

Многие из вас, наверное, мысленно задали вопрос: «Зачем нам эта логика?»

Слайд Попытаюсь ответить на ваш вопрос, а вы мне поможете.

? Без каких основных понятий информатика существовать не сможет (информация, компьютер).

? Какая связь между этими понятиями (компьютер хранит и обрабатывает информацию).

? Какое устройство компьютера отвечает за обработку информации (процессор, щелчок мышью ).

? Какое устройство отвечает за хранение информации (память, щелчок мышью ).

Главной частью процессора является сумматор, который выполняет сложение двоичных чисел (щелчок мышью ). Важнейшей структурной единицей оперативной памяти компьютера является триггер ( щелчок мышью ). Триггер и сумматор строятся на логических элементах ( щелчок мышью ). Базовые логические элементы реализуют основные логические операции и / или / не ( щелчок мышью ). Именно они и составляют основу логики ( щелчок мышью ).

Но прежде чем мы начнем знакомиться с ними нам необходимо дать определение «Понятию, Суждению, Умозаключению».

Слайд 1. Заглянем в историю.

Логика очень древняя наука.

1-й этап связан с работами ученого и философа Аристотеля (384-322 г.г. до н.э.). Он пытался найти ответ на вопрос “Как мы рассуждаем”, изучал правила мышления. Аристотель впервые дал систематическое изложение логики. Он подверг анализу человеческое мышление, его формы – понятие, суждение, умозаключение. Так возникла формальная логика.

2-й этап – появление математической, или символической, логики. Основы ее заложил немецкий ученый и философ Г.В. Лейбниц (1646-1716). Он сделал попытку построить первые логические исчисления, считал, что можно заменит простые рассуждения действиями со знаками, и привел соответствующие правила. Но он выдвинул только идею, а развил её окончательно англичанин Д. Буль (1815-1864). Буль считается основоположником математической логики как самостоятельной дисциплины. В его работах логика обрела свой алфавит, свою орфографию и грамматику.

2. Изучение нового материала.

Слайд Логика – эта наука, изучающая законы и формы мышления; учение о способах рассуждений и доказательств (в тетрадь).

Основными формами мышления являются понятие, суждение, умозаключение.

Слайд Понятие – это форма мышления, выделяющая существенные признаки предмета или класса предметов, позволяющих отличить их от других (в тетрадь).

Например: компьютер, трапеция, портфель, ураганный ветер.

Упражнение 1 (устно). Приведите свои примеры.

Слайд Понятие имеет две стороны: содержание и объем.

Содержание понятия – совокупность существенных признаков, отраженных в этом понятии (в тетрадь).

Объем понятия – множество предметов, каждому из которых принадлежат признаки, составляющие содержание понятий (в тетрадь).

1. Объем понятия город – это множество, состоящее из городов, носящих имя Москва, Одесса, Казань, Уфа, Нижнекамск и др.

Слайд 2. Содержание понятия персональный компьютер-это универсальное электронное устройство для автоматической обработки информации, предназначенное для одного пользователя.

3. Объем понятия персональный компьютер – совокупность существующих в мире персональных компьютеров.

Слайд Упражнение 2 (устно)

1. Перечислите существенные признаки, составляющие содержание понятий: добродетель, истинна, ложь.
2. Определите объем понятий: столица России, столица, река.

Слайд Суждение (высказывание, утверждение) – это форма мышления, в которой что-либо утверждается или отрицается о свойствах реальных предметов и отношениях между ними (в тет.). Высказывание может быть либо истинным, либо ложным, и может быть либо простым, либо составным (сложным).

Например: Слайд

Вопросительные и восклицательные предложения не являются суждениями, так как в них ничего не утверждается и не отрицается.

1. Уходя, гасите свет!
2. Кто хочет быть счастливым?

Высказывания могут выражаться с помощью математических, физических, химических и прочих знаков. Например: 5>3, H2O+SO2=H2SO4.

Слайд Упражнение 3 (устно). Объясните, почему следующие высказывания не являются суждениями:

1. Какого цвета твой велосипед?
2. Число Х больше пяти?
3. 5Х-2
4. Посмотрите в окно.
5. Пейте томатный сок!
6. Вы были в музее?
Слайд Упражнение 4 (устно). Какие из следующих высказываний являются истинными, а какие ложными?

1. Город Москва – столица России.
2. Число 12 – простое.
3. 7*3=1.
4. 12 Слайд Умозаключение – это форма мышления, с помощью которой из одного или нескольких суждений может быть получено новое суждение (в тетрадь).

Посылками умозаключения по правилам формальной логики могут быть только истинные суждения. Тогда, если умозаключение проводится в соответствии с правилами формальной логики, то оно будет истинным. В противном случае можно прийти к ложному умозаключению.

1. Все металлы – простые вещества.

Литий – простое вещество.

2. Все школьники – отличники.

Слайд Упражнение 6.

1. Дано высказывание “Все углы треугольника равны”. Путем умозаключений получить высказывание “Этот треугольник равносторонний”.
2. Оцените правильность следующего рассуждения: сидящий встал; кто встал, тот стоит; значит, сидящий стоит.

Мы часто слышим слова: «Давайте рассуждать логически». Что они обозначают? (путем составления истинных высказываний прийти к верному умозаключению). Но, часто, на каком-то этапе рассуждений истинное суждение заменяется на ложное. В этом случае результат оказывается неверным. Ярким примером таких рассуждений являются математические софизмы.

Слайд Работа в группах: 3 группы предлагают несколько понятий, суждений, умозаключений.

Слайд 1. Простейший математический софизм. Почему в итоге четыре равно пяти. Где ошибка?

hello html m1ad18598

Слайд 1. Пример другого математического софизма «Вес комара равен весу слона».

Давайте вы попробуете найти путем логических рассуждений ответ к следующей логической задаче (карточки).

2. Логическая задача о царе Горохе и трех богатырях.

Можно определять истинность или ложность составного высказывания, не вникая в их содержание. Для этого и создана алгебра логики, знакомиться с которой мы начнем на следующем уроке.

Узнать, насколько хорошо усвоен вами сегодняшний материал, поможет тест, состоящий из 5 вопросов. Тестирование в Excel (работа в парах)

III. Итог урока. Вспомним, чем мы сегодня занимались. Продолжи фразу: Сегодня на уроке я…

Слайд Оцени себя сам одной из предложенных фраз.

Слайд IV. Домашнее задание.

1. Выучить определения.
2. Найти и решить мат. софизм или логическую задачу.

Источник

Суждение

Урок 14. Информатика 4 класс ФГОС

20210413 vu tg sbscrb2

14

В данный момент вы не можете посмотреть или раздать видеоурок ученикам

Чтобы получить доступ к этому и другим видеоурокам комплекта, вам нужно добавить его в личный кабинет, приобрев в каталоге.

Получите невероятные возможности

20210706 unblock slide1

20210706 unblock slide2

20210706 unblock slide3

Конспект урока «Суждение»

Привет, мальчишки и девчонки. Я, как и вы, смотрю каждый видеоурок профессора Знатокова.

image001

И прошлый урок, про понятия «истина» и «ложь», не был исключением. Не знаю, как вам, ребята, а мне эта тема очень понравилась.

Я узнал, что высказывание, которое соответствует действительности, – это истинное высказывание. А то высказывание, которое действительности не соответствует, – ложное.

Я решил продолжить изучение этого раздела. И оказалось, что суждение и высказывание это… Ой, наверное, лучше всё по порядку.

Прежде всего важно понять, что такое суждение и какие суждения бывают.

А также научиться отличать истинное суждение от ложного.

Вы уже знаете, что личное мнение человека, которое он выражает устно или письменно в виде повествовательного предложения, называют высказыванием. Оказывается, такое мнение также называют и суждением.

Но! Не любое повествовательное предложение является суждением.

Суждением может быть только такое предложение, о котором можно однозначно сказать: «Оно выражает истину» или «Оно выражает ложь».

Давайте рассмотрим несколько повествовательных предложений и выясним, какие из них являются суждениями.

Океан больше озера.

На рисунке – насекомое.

Москва – столица России.

При выходе желательно выключать свет.

Десять делится на три без остатка.

Тукан – самая красивая птица.

Ребята, подумайте, о каких предложениях мы точно можем сказать истинны они или ложны.

image002

О первом, втором, третьем и пятом. Информация в первом и третьем предложении соответствует действительности. Это истина. А во втором и пятом – ложь. Ведь это действительности не соответствует.

Раз в этих предложениях можно однозначно сказать истинны они или ложна, значит, эти предложения являются суждениями.

Четвёртое и шестое суждением не является. Ведь мы не можем точно сказать истина это или ложь.

При выходе желательно выключать свет. Это как рекомендация, пожелание, требование в какой-нибудь, например, организации. Но никак не ложное или истинное высказывание.

Тукан – самая красивая птиц. Разве можно измерить красоту или точно её определить? «Самая красивая» это личное отношение к конкретному объекту. Для кого-то самая красивая, для кого-то просто красивая, а для кого-то вообще не красивая. Хотя, мне, конечно, очень нравится.

Об этих двух предложениях нельзя утверждать, истинные они или ложные, значит, они суждениями не являются.

Подведём итог: под высказыванием (суждением) понимают только такое повествовательное предложение, а котором можно однозначно сказать истинно оно или ложно.

Давайте приведём ещё несколько примеров предложений, которые не являются суждениями.

Завтра будет отличная погода.

Лето – лучшая пора года.

Клубника вкуснее малины.

У Саши красивые кроссовки.

Ноги лучше не мочить.

Эти предложения и не истина, и не ложь. Кто-то может скажет: «Как это?! Например, «Лето – лучшая пора года» это же истина». Да, для кого-то истина, а кто-то так не считает. «Лето – пора года, которая следует за весной». Истина. Это действительность, это факт, и с ним не поспоришь. А лучшая или не лучшая, это уже личное ощущение каждого человека. Завтра будет отличная погода. Точно будет? А вдруг не будет? И вообще отличная для кого? Слишком много не ясного.

Тоже самое относится к словам «вкуснее», «красивые», «лучше». Чаще всего все эти слова в предложениях указывают на то, что скорей всего это не суждение.

Повествовательное предложение, которое ничего не утверждает и ничего не отрицает, не является суждением.

В этой колонке представлены предложения, которые не являются суждениями.

image003

Давайте изменим каждое предложение так, чтобы оно являлось суждением, то есть можно было сказать истинно оно или ложно.

Первое предложение. Можно изменить, например, так.

Коля – ученик десятого класса. Если мы говорим про конкретного Колю, то мы можем однозначно сказать истина это или ложь.

Второе предложение можно изменить допустим так:

Мишин папа работает ветеринаром. Если мы знаем о папе какого Миши идёт речь, то тоже точно можем сказать истина это или ложь.

Январь – зимний месяц. Или, январь – первый месяц года. Или, январь – второй месяц зимы.

Сейчас идёт дождь. Если мы видим, что действительно идёт дождь, это истинное суждение в данный момент. Когда дождь закончится, это суждение станет ложным.

И последнее предложение можно изменить допустим так:

На картине нарисовано три кота. Или у меня дома живут три кота.

Суждение истинно тогда, когда его смысл соответствует действительности. И ложно тогда, когда его смысл не соответствует действительности.

Ребята, разделите эти суждения на истинные и ложные.

Смысл соответствует действительности только вот в этих суждениях.

Нос – орган обоняния.

Берлин – столица Германии.

Смысл в суждениях «Глаза – органы слуха.», «Солнце – это спутник Земли.», «Все птицы умеют летать.» действительности не соответствуют.

Ещё суждения делятся на простые и сложные.

image004

Например, «Маша читает вслух» – это простое суждение.

А «Маша читает вслух, Ваня записывает» – сложное суждение. А сложное оно потому, что состоит из двух простых: «Маша читает вслух» и «Ваня записывает», которые объединены в одном предложении.

Как вы думаете суждение: «Пингвины живут в Антарктиде, а белые медведи – в Арктике» простое или сложное? Конечно, сложное.

Ну а теперь для закрепления материала я предлагаю, выполнить несколько заданий.

Отметьте предложения, которые являются суждениями.

Микрофон – это устройство ввода информации.

Май – осенний месяц.

У рыб орган дыхания – жабры.

Страусы живут в Арктике.

Орган осязания – глаза.

У паука 2 пары лап.

В меня самый лучший телефон.

Очень вкусные конфеты.

Сапсан – это птица и название поезда.

Итак, суждениями являются.

Микрофон – это устройство ввода информации.

Май – осенний месяц.

У рыб орган дыхания – жабры.

Страусы живут в Арктике.

Орган осязания – глаза.

У паука две пары лап.

Сапсан – это птица и название поезда.

У квадрата четыре угла.

А теперь полученные суждения разделите на две группы. Запишите в первый столбец таблицы истинные суждения, а во второй – ложные суждения.

Получилось вот так. В столбце ложных суждений оказались:

Май – осенний месяц. Ведь май – это весенний месяц.

Страусы живут в Арктике. Конечно, страусы там не живут, место их обитания Африка.

image005

Орган осязания – глаза. Глаза – это орган зрения. А орган осязания – кожа.

У паука две пары лап. Абсолютная ложь. У паука восемь лап, а это значит четыре пары лап, а не две. Остальные суждения истинные.

С помощью стрелок распределите суждения по видам. Предложения, которые суждениями не являются, распределять не надо.

Яблоко вкуснее груши. Это не суждение. Об этом подсказывает нам слово «вкуснее».

Днём светит солнце, а ночью – луна. Это истинное и сложное суждение.

Жёлудь является плодом берёза. Это ложное и простое суждение.

Монитор – устройство вывода, а принтер устройство ввода информации. Это ложное и сложное суждение.

image006

Луна – спутник Земли. Это истинное и простое суждение.

В году триста шестьдесят пять дней?

Это не суждение. Обратите внимание, ребята. Это предложение вопросительное. А суждениями являются только повествовательные предложения.

Ну и последнее задание. Его я предлагаю вам выполнить дома самостоятельно.

Придумайте и запишите свои истинные и ложные суждения; простые и сложные.

Думаю, вы справитесь с этим заданием без проблем.

А сейчас подошла пара подвести итоги.

Суждение – это повествовательное предложение, в котором что-либо утверждается или отрицается.

Суждение может быть истинным или ложным.

Суждение истинно тогда, когда его смысл соответствует действительности. И ложно тогда, когда его смысл не соответствует действительности.

Суждение может быть простым или сложным.

Сложное состоит из нескольких простых суждений.

Источник

Мир познаний
Добавить комментарий

Adblock
detector