Мир многогранен и переменчив, а человечество стремится к открытию все новых предметов, явлений или закономерностей реальности. Дети, появившиеся на свет, обладают врожденной познавательной направленностью, способной помочь им в адаптации к незнакомым ситуациям. Со временем информативная деятельность превращается в активность, т.е. фазу готовности к познанию, которая проявится в формате поисковых шагов, нацеленных на приобретение свежих впечатлений о мире, где живет дитя. Вырастая и развиваясь активность познания будет тяготеть в сторону познавательной деятельности.
Становление информативных навыков, как и интеллектуальное развитие дитя в общем, являются трудоемким процессом, осуществить который удается посредством учебы, игры и труда. Успешно овладеть теми или иными познаниями/навыками получится только в деятельности.
Что общего между познанием и трудом?
Оба вида деятельности объединяет единая структура, части которой делятся на:
— побудительно мотивационный модуль (нужда, мотив, цель);
— вид деятельности;
— соответствие вида и мотива деятельности;
— способы достижения цели (шаги и операции).
В ходе трудовой активности у детей развиваются следующие элементы познавательной области:
— психологические процессы;
— информационная часть (получение опыта и собранные успехи);
— пережитые эмоции, чувства и отношение, сложенные из разных откликов на те или иные предметы/явления вокруг.
Из этого следует, что труд закрепляет у людей любого возраста, а так же совершенствует, познания об окружающей среде, позволяет выяснить взаимосвязь между объектами и эпизодами, ведущими к возникновению в голове единой системы представлений, и формирует позитивное отношение к миру.
К примеру, не нужно уводить ручную работу исключительно в сторону становления конкретных способностей и умений. В процессе продуктивной деятельности будут развиты: воображение, ум, память, и восприятие. Работая с разными материалами дети обучаются пониманию их характеристик, сочетать и заменять одно другим, анализировать, обобщать или подбирать по оттенку/форме/количеству. Ставя перед собой задачу, они пытаются разбить ее на небольшие фрагменты, и находить продуктивные методы решения, что позволяет задействовать активную мозговую и познавательную деятельности, и фантазию.
Выводы.
Специфика труда и познания сводится к тому, что ребенок будет не просто слушать и следить за происходящим, но и преображать окружающую среду. Выполняя отдельные задания, к примеру, по уходу за домашним животным, или поливая комнатные растения, ребенок не просто активно трудится, но и учится понимать на собственном опыте, что фактическое состояние, внешний вид и развитие цветка или животного будут напрямую связаны с качеством и наличием ухода.
Получается, что трудовая активность в ходе фактических улучшений объектов позволяет ребенку получить новые познания о мире, выделить характеристики и связи, являющиеся недоступными одной лишь наблюдательной позиции, и сформировать познавательные процессы и личную позицию к окружающему миру.