Эволюция познавательной деятельности, разума и познавательной активности являются неотъемлемыми сторонами деятельности человечества, осуществляемой в течение всей жизни. А как обстоят дела с детьми? Как и в какой форме познавательная активность проявляется у них?
В научных источниках встречается множество определений активности и ее разновидностей. Понятие познавательной активности связано с рассмотрением деятельности, в ходе которой ребенок не просто познает мир вокруг, а учится выражать уникальность и выказывать собственную независимость, стремится достигнуть положительных результатов. Отсюда следует, что познавательной активностью считается черта человека, проявляющуюся в его позиции к познаниям, и предполагающая фазу готовности, а так же стремления к инициативности, нацеленной на уяснение дитем соц.опыта, собранных обществом знаний и методов деятельности. По большому счету познавательная активность прослеживается в ходе созерцания и мыслительного процесса.
Признаки проявления познавательной активности:
— искренняя увлеченной изложенной информацией, объектом или деятельностью;
— четко выраженное желание выполнить задания повышенного уровня сложности и довести дело до логического завершения;
— проявление независимости в выборе методик, достижения финала или реализации контроля;
— вступление в диалог со взрослыми людьми, вопросы, связанные с гносеологическими интересами;
— стремление к регулярному проявлению эмоций в отношении объекта/прочитанного текста, деятельности.
Особенности познавательной активности.
Для начала стоит упомянуть, что таким типом активности дети наделены с самого рождения, и с течением времени она развивается, способствуя сбору различных вариантов познать мир вокруг. Так, чем взрослее становится ребенок, тем большее количество окружающих его вещей начинает вызывать неподдельный интерес.
Познавательная активность дошкольников особенно проявляется в раздумьи, сравнивании чего-либо, специфических вопросах, проведении опытов, а так же подборе методов разрешения сложностей, присущих конкретному возрасту.
После пяти лет познавательная активность превращается в инициативную преобразующую, и накопленные ребенком знания и навыки позволяют осознать собственные возможности, что в дальнейшем рождает новые желания, и является серьезным мотиватором к инициативным, а затем и творческим действиям.